Лизинговые ставки на максимально комфортных условиях

Интервью с заместителем генерального директора по авиации Государственной транспортной лизинговой компании Антоном Королевым

— ГТЛК отметила свое 20-летие. Компания изначально была нацелена на авиационный сектор. Какую часть сегодня в лизинговом портфеле компании занимают вертолеты?

— Действительно, первоначально компания была узкопрофильной и нишевой, но к своему 20-летию ГТЛК превратилась в полноценный инструмент развития транспортной отрасли, лидера российского рынка лизинга.

Наиболее активно наращивать вертолетный портфель мы стали с 2016 года, когда были заключены первые твердые контракты с холдингом «Вертолеты России» на поставку 60 вертолетов, оборудованных медицинскими модулями. Эти машины передавались авиакомпаниям на льготных условиях в рамках программы с государственным участием.

Сегодня в нашем портфеле 310 воздушных судов, из них более половины — это различные типы вертолетов, в том числе современные модификации Ми-8, Ансат, Ми-38, экспортный Mи-171A2, есть несколько иностранных машин.

Значительная часть авиапарка выполняет не только коммерческие работы и перевозки, но и задействована на социально значимых направлениях — медицинской службе, в поиске и спасении людей, гуманитарных миссиях по контрактам с ООН.

— Достаточно ли тех условий, которые сегодня предлагает ГТЛК, чтобы эксплуатант мог экономически выживать и развиваться с точки зрения срока и ставок лизинга? И что, по-Вашему, следует предпринять профильным ведомствам, чтобы удержать экономику эксплуатанта от серьезных потерь как в плане новых статей расходов, например, на санобработку, так и уменьшения доходов от обслуживания нефтегазового сектора?

— Авиационная отрасль — низкомаржинальный и сложный сегмент, чувствительно реагирующий на любые потрясения рынка. Вертолеты используются в санитарной авиации, задействованы для выполнения социально значимых задач. Потому бюджетная поддержка крайне важна и необходима для авиаперевозчиков.

Для новых типов воздушных судов целесообразны такие меры государственной поддержки, как компенсация затрат на создание пула запчастей, субсидирование части лизингового платежа, компенсация за достижение планового налета на воздушном судне.

В части санитарной авиации с учетом распространения программы на все регионы страны считаем необходимым выделение большего объема бюджетных средств на финансирование программы и компенсацию авиакомпаниям не только стоимости летного часа, но и дежурств.

— Есть оценка потребности рынка и соответствующие производственные планы, в частности, озвученная на совещании у президента страны цифра в 1100 вертолетов по 2025 год, более половины из которых составят машины гражданского назначения. Но это будет новая, более совершенная и дорогая техника. Как будут меняться условия лизинга и ставки для этих вертолетов?

— Программа ГГЗ (Государственного гражданского заказа) была несколько скорректирована, еще раз просчитаны потребности авиакомпаний, проведен анализ мощностей авиапроизводителей. Реализация программы запланирована на 2022-2030 гг. Это позволит обновить флот авиакомпаний, ведомств, госкорпораций новыми современными воздушными судами отечественного производства, загрузить мощности авиастроительных предприятий.

Ближайший горизонт поставок вертолетной техники определен постановлением Правительства от 19.11.2020 № 1889, в котором утверждены изменения к постановлению Правительства от 24 декабря 2019 г. № 1798 «О предоставлении в 2020 году субсидии из федерального бюджета ПАО «ГТЛК» на осуществление капитальных вложений в приобретение и последующую передачу в лизинг/аренду в 2022-2023 годах на льготных условиях дополнительно 36 вертолетов отечественного производства:

  • поставка в 2022 году 15 вертолетов, в том числе 12 единиц Ми-8 и 2 единиц Ансат и 1 единицы Ми-38;
  • поставка в 2023 году 21 вертолета, из которых 14 Ми-8, 2 Ансата, 4 Ансат М и 1 Ми-38.

Поскольку программа предполагает использование мер господдержки, лизинговые ставки будут формироваться на максимально комфортных и приемлемых для эксплуатантов условиях.

Сейчас около половины гражданского парка вертолетов в Росси составляют вертолеты Ми-8Т и другие ранние модификаций Ми-8 со средним возрастом около 36 лет. И хотя это очень надежные машины, они уже морально устарели и значительно изношены. Все эти воздушные суда должны быть заменены на современные вертолеты, в том числе благодаря реализации программы ГГЗ.

— Конкуренция в авиализинге, по-видимому, будет расти. Как вы относитесь к идее софинансирования лизинговых поставок авиатехники российскими банками с привлечением Фонда национального благосостояния, озвученной Минпромторгом? Как эта инициатива затронет ГТЛК?

— Рост конкуренции при реализации новых программ и наращивании загрузки авиастроительных компаний неизбежен. ГТЛК является лидером российского рынка лизинга, имеет уникальный опыт и компетенции в реализации программ некоммерческого лизинга воздушных судов. Накопленный опыт позволяет нам максимально быстро реагировать на рыночные тенденции, а большой пул клиентов дает возможность анализировать смещение фокусов и направлять усилия на развитие новых сегментов и ниш рынка. ГТЛК готова к участию в реализации программы лизинга с привлечением средств ФНБ.

Помимо ожидаемого роста объемов должны вырасти и обязательства компании, расшириться ее специализация, социальная повестка и технология взаимодействия с клиентами.

ГТЛК в этом году начала проработку Стратегии развития компании на период до 2035 года, базирующейся на принципах трех «Т»: это трансформация бизнеса, цифровая трансформация и ESG-трансформация.

Ответственное ведение бизнеса — это часть стратегического видения ГТЛК.

ГТЛК стала первой лизинговой компанией России, получившей ESG-рейтинг на уровне ESG-III. Уже много лет мы реализуем «зеленые» и «социальные» проекты, в общей сложности их доля в лизинговом портфеле компании составляет свыше 22%. ГТЛК инвестирует в проекты высокой социальной значимости, предполагающие поставку в лизинг транспорта. К ним, в том числе, относится лизинг вертолетов для нужд санавиации и обеспечения связанности труднодоступных территорий. Насчет перспективы «зеленой» авиации скажу так — по мере развития технологий мы готовы поддерживать производителей транспорта на альтернативных источниках энергии и включать его в свои лизинговые программы.

— Как будет отражено в стратегии компании развитие электронных сервисов?

— У ГТЛК есть амбиции стать пионером цифрового развития транспортной отрасли и отечественного машиностроения. Мы планируем внедрить новые сервисы для удобства взаимодействия с клиентами, например, «цифровые комнаты» и «цифровые паспорта». Они помогут обеспечить комфортные каналы коммуникаций и сформировать персонализированные предложения для лизингополучателей.

Кроме того, в планах ГТЛК создание цифровой платформы, включающей цифровой паспорт лизингополучателя/арендатора и мониторинг предметов лизинга/ аренды с контролем за техническим состоянием активов. К 2025 году на платформе управления ГТЛК будут собираться данные о 90% транспортных средств, переданных в лизинг нашим клиентам. В перспективе возможно предоставление сервиса и для сторонних парков.

Идея нашей инициативы заключается в тесном информационном взаимодействии по линии «производитель — собственник — эксплуатант», на базе принципа «win — win». Например, для производителей — это дополнительная информация о возможностях и ограничениях техники при различных условиях эксплуатации. Такие данные позволят совершенствовать выпускаемую ими продукцию. Для собственника, ГТЛК, это возможность отслеживать условия и особенности эксплуатации переданной в лизинг техники для формирования более персонифицированного, конкретного предложения. Для эксплуатантов техники такая платформа будет полезна с точки зрения дополнительных сервисов. В их числе: рекомендации по обслуживанию и ремонту, поддержание стабильно высокого уровня ремонтных запасов запчастей, модернизация и замена узлов и агрегатов для наилучшей адаптации к условиям эксплуатации. У бизнеса есть большой интерес к этой теме.

В авиасегменте мы планируем внедрить в компании информационную систему автоматизации управления процессов поддержания летной годности и управления техническим обслуживанием воздушных судов, целью которой является создание единой среды контроля эксплуатации, местонахождения и состояния объектов авиационного лизинга. Это позволит получать оперативные данные о состоянии объектов авиационного лизинга, повысить уровень достоверности собираемых данных, сократить количество ошибок обработки информации под влиянием человеческого фактора и сформировать необходимую отчетность по парку.