Санитарная авиация Югры

Территория Ханты-Мансийского автономного округа соизмерима с территорией Франции, на которой могут разместиться до 24 субъектов России, расположенных в европейской части страны. Особую роль в обеспечении транспортной связности и выполнения социально-значимых задач в таких условиях (труднодоступность, удаленность) играет вертолетная авиация, ее мобильность, работоспособность, обеспеченные эффективном взаимодействием ее структурных подразделений.

Уникальная модель

Нужно сказать, что санавиация начала развиваться в Ханты-Мансийском автономном округе практически с тех времен, когда служебная авиация начала активно использоваться на территории Западной Сибири. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в постсоветское время ХМАО оставался одним из немногих субъектов РФ, где санавиация продолжала поддерживаться властями и операторами, а с 2017 года в числе первых включился в реализацию федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» в части развития санитарной авиации.

Санитарная авиация жизненно необходима Югре в связи с особенностями региона: большой площадью, малой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью. В Югре к труднодоступным и отдаленным территориям относятся 3 городских округа и 9 муниципальных районов. Здесь расположены более 165 труднодоступных и отдаленных сел, деревень, стойбищ, родовых угодий, обособленных объектов нефтегазового комплекса, а также около 500 кочующих стойбищ аборигенного населения. Всего в отдаленных и труднодоступных территориях округа проживает более 128 900 человек. Представителей коренных народов Севера, занимающихся традиционными промыслами, насчитывается 30 000 человек.

Для жителей этих мест использование санитарной авиации подчас является единственной возможностью оказания экстренной медицинской помощи при внезапных заболеваниях и угрожающих жизни состояниях.

В советское время медицинская служба в каждом муниципалитете региона развивалась отдельно, общей системы оказания медпомощи не было. Практически в каждом городе или поселке была больница, при которой обязательно находился и вертолет.

Ситуация изменилась, когда в 2006 года отделения санитарной авиации

муниципальных образований были переданы Центру медицины катастроф (ЦМК), а на него возложены уставные обязанности по организации и оказанию специализированной санитарно-авиационной скорой медицинской помощи в круглосуточном режиме.

Впрочем, и сегодня медицинская помощь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры децентрализована, что выделяет ее из большей части субъектов России. Она не сконцентрирована в административном центре как в большинстве регионов. Высокотехнологичную медицинскую помощь в Югре оказывают 9 медицинских организаций в Нягани, Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске.

ЦМК представляет собой учреждение с филиальной сетью. В каждом из 5 округов региона в городах Ханты-Мансийск, Сургут, Нягань, Нижневартовск, п.г.т. Березово есть филиал со своей точкой базирования санавиации.

При зонировании медицинских округов оценивалось наличие авиационной инфраструктуры: круглосуточных аэродромов, штатной работы наземных служб, возможности базирования воздушных судов. В некоторых случаях место посадки подбирается визуально, когда помощь оказывается пострадавшим вне населенных пунктов, вблизи автодорог и зимников.

Нужно сказать, что уникальная модель схемы оказания медицинской помощи с использованием санитарной авиации разработана и применяется только на территории автономного округа. При организации работы структурных подразделений экстренной консультативной скорой медицинской помощи в филиалах Сургута, Нижневартовска, Березово учитывается время подлета к месту вызова в любой точке округа, которое не превышает одного-двух часов. Ежегодно специалисты подразделений Центра медицины катастроф Югры выполняют более четырех тысяч санитарных заданий, причем большая часть из них — авиационным транспортом. Как подсчитали сами «летающие» врачи, больше половины рабочего времени они проводят в воздухе.

В каждом филиале круглосуточно дежурит многопрофильная бригада специализированной медицинской помощи. Всего в круглосуточном дежурстве находятся 7 авиамедицинских бригад переменного состава.

В состав такой бригады входят анестезиолог-реаниматолог, хирург, травматолог, терапевт, кардиолог, акушер-гинеколог, педиатр, при необходимости привлекаются врачи других специальностей. Из средних медицинских работников в состав многопрофильной бригады входят: фельдшер, медсестра-анестезист, операционная медицинская сестра, акушерка.

Винтокрылые санитары

В регионе используются 5 вертолетов (МИ-8 и МИ-8-МТВ). Сегодня основным исполнителем операций санавиации в ХАМО является авиакомпания «ЮТэйр». «ЮТэйр — Вертолетные услуги» тесно сотрудничает с Центром медицины катастроф ХМАО-Югры, выполняя полеты по транспортировке больных из труднодоступных населенных пунктов в центральные больницы. Экипажи компании имеют допуски на выполнение полетов в сложных метеоусловиях, в горной местности, в темное время суток и по правилам выполнения полетов по приборам.

По словам генерального директора АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» Андрея Ильменского, для эвакуации больных авиакомпания задействует новейшие российские вертолеты Ми-8МТВ со встроенным медицинским модулем, благодаря которому врачи контролируют состояние пациента и оказывают помощь прямо в воздухе.

В модуле крепятся носилки и медицинская аппаратура для поддержания жизни пациента: аппарат искусственной вентиляции легких, кардиомонитор, пульсометр, дефибриллятор. Медицинские вертолеты «ЮТэйр» оборудованы местами для медиков и имеют возможность подключения дополнительной медицинской аппаратуры.

Стоит отметить, что в условиях пандемии все вылеты выполняются при строгом соблюдении мер безопасности. После каждого полета вертолеты обрабатывают дезинфицирующими средствами, включая медицинский модуль и аппаратуру. Экипажи работают в масках и перчатках. На борту есть запас средств индивидуальной защиты — комбинезоны, бахилы, респираторы, очки, перчатки и маски.

В целом, ежегодно в Югре выполняется 1800-2100 санитарных заданий с использованием санавиации. Медицинская помощь оказывается более 2500 пациентам в год. Более трети из них нуждались в проведении интенсивной терапии, реанимационных пособиях. Налет часов воздушными судами ежегодно составляет 4500-4800 летных часов.

Работа на будущее

Понимая всю важность стабильного функционирования санавиации в регионе, правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры утвердило стратегию и план развития санитарной авиации округа. Документ разработан в целях реализации мероприятий по развитию санитарной авиации в соответствии с федеральным проектом «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». В стратегии определены цели, задачи, приоритетные направления развития санитарной авиации на период до 2024 года.

По словам губернатора ХМАО Натальи Комаровой, югорская санитарная авиация обеспечивает доставку пациентов из самых отдаленных поселков в специализированные центры. «Площадь Югры почти 535 тыс. кв. м. (седьмая среди субъектов РФ). Ответственность за оказание экстренной медицинской помощи более чем в 1,1 тыс. труднодоступных и отдаленных сел, деревень, родовых угодий, обособленных объектов нефтегазового комплекса, а также около 500 кочующих стойбищ аборигенного населения в Югре лежит на сотрудниках Центра медицины катастроф», — отметила госпожа Комарова. Кстати, некоторые стратегические решения, предусмотренные в документе, в частности, по уменьшению времени доставки жителей Октябрьского, Кондинского, Советского районов в специализированные центры Ханты-Мансийска и Нягани в два раза (до одного часа) уже реализованы. Это произошло за счет открытия в 2020 году еще одной точки базирования вертолетов санитарной авиации в Нягани.

Важнейшим условием дальнейшего развития санавиации в Югре, безусловно, является финансирование. Это понимают все заинтересованные стороны, поэтому работа в этом направлении ведется постоянно. Так, в ХМАО в течение ближайших трех лет на обеспечение работы санитарной авиации направят 1,3 млрд рублей. Средства получит один подрядчик, поскольку вся сумма будет разыграна единым лотом в ходе объявленного «Центром медицины катастроф» аукциона.

В 2021 на перевозку пациентов потратят 306,8 млн рублей, в 2022 году — 535,8 млн рублей, в 2023 году — 508 млн рублей. В закупочной документации отмечается, что один летный час обходится бюджету в 153 тыс. рублей.

За будущее «воздушной скорой помощи» в Ханты-мансийском округе не стоит волноваться. Более того, и другим регионам России не мешало бы поучиться у местных властей. Об этом говорил и главврач клинической больницы № 40 в столичной Коммунарке Денис Проценко, который высоко оценил опыт Югры в части организации работы санитарной авиации во время рабочей встречи с главой региона Натальей Комаровой. В частности, он сказал: «В соответствии с решением, принятом на федеральном уровне, в гражданскую авиацию будут направлены достаточно большие бюджетные средства. Можно подумать над расширением функционала санавиации в части проведения диспансеризации населения, дообследования. В этой связи уникальный опыт Югры в части организации работы санитарной авиации будет максимально полезен, так как исторически санитарная авиация свое развитие начала именно отсюда. И опыт ХМАО будет тиражироваться».