Арктическую воздушную скорую помощь ждут перемены

Все более возрастающее внимание государства на удаленные, арктические территории имеет под собой серьезные основания. Во всяком случае, здесь буквально «на полу» лежат колоссальные экономические выгоды для развития страны. Однако чтобы получать их требуется комплексный подход к созданию авиационной инфраструктуры. Мало того, жизнь людей «на северах» в условиях малой плотности населения также требует постоянной авиационной поддержки, в том числе санитарной. Об этом руководству страны напомнили якутские депутаты.

Как быть, когда без вертолета никак

В конце прошлого года Депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии выступили за внесение изменений в федеральное законодательство в целях развития Арктической медицины, в частности, в области вертолетной санитарной авиации. Суть предложений заключалась в строительстве за федеральные средства вертолетных площадок для санавиации в арктических районах.

Дело в том, что особенной проблемой является отсутствие круглогодичного транспортного сообщения. В республике регулярное транспортное сообщение из 637 населенных пунктов отсутствует в 200. В них оказание экстренной медицинской помощи возможно только с использованием санитарной авиации, водного транспорта или по «зимнику».

При этом в настоящее время большинство имеющихся вертолетных площадок не имеет светотехнического оборудования, что препятствует полетам санитарной авиации в темное время суток. Парламент Якутии также ставил вопросы финансирования амбулаторий и доступности широкополосного интернета в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, а также подготовке летных кадров для санитарной авиации. Таким образом якутские народные избранники поставили вопрос о комплексном развитии региона.

Арктический парк требует обновления

Несомненно, еще одним из элементов предлагаемого комплекса является собственно вертолетная техника и особенно такая, которая может быстро перепрофилироваться в зависимости от потребностей.

Примером такого подхода стало подписание в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 холдингом «Вертолеты России», государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», НПО «Конверсия» и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики четырехстороннего соглашения о развитии вертолетных перевозок в Дальневосточном федеральном округе.

Оно предполагает совместную проработку механизма обновления вертолетного парка Дальневосточного федерального округа, а также развития гражданских перевозок в Дальневосточном федеральном округе и Арктике. Основными направлениями сотрудничества в рамках соглашения станут: туризм, санитарная авиация, пожаротушение, почтовые и корпоративные перевозки.

К сожалению, основу дальневосточного вертолетного парка составляют машины, созданные еще в Советском Союзе. До 50 процентов вертолетов подлежат замене. Подписанное соглашение призвано ускорить этот процесс и запустить механизм обновления вертолетного парка Дальнего Востока и Арктики, разработать комплекс мер государственной поддержки таких проектов.

Стороны совместно разработают механизм обновления гражданского парка (вертолеты Ми-8, Ми-38, Ка-62) и подготовят предложения о возможных мерах, направленных на улучшение транспортной доступности в ДФО, включая труднодоступные населенные пункты.

Модернизация с арктическим уклоном

На этом фоне достаточно примечательно смотрятся мероприятия по внедрению арктических элементов в конструкцию отечественных вертолетов, их модификация. Один из примеров такой работы дополнение оборудования вертолетов «Ансат» интеллектуальными системами безопасности при увеличении дальности полета до 790 километров.

Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» представил на выставке МАКС-2021 демонстратор системы контроля технического состояния основных силовых элементов вертолета «Ансат». Система разработана совместно с коллективом ООО НИЦ «ИРТ».

Установленная на борту вертолета, она будет контролировать фактические нагрузки, действующие на такие агрегаты, как автомат перекоса, вал, втулка и лопасти несущего винта, непосредственно при пилотировании. Интеллектуальная система сбора данных позволит следить за темпом фактического расходования ресурса конкретного агрегата. Причем, новые лопасти несущего и рулевого винтов с улучшенной аэродинамикой позволят повысить летные характеристики машины, увеличат взлетный вес до 3800 килограмм и снизят уровень шума в салоне. Что крайне важно при организации полетов в удаленной местности, особенно в санитарном варианте.

В тему и сертификация противообледенительной системы вертолета Ми-38, а также спутниковой связи Mku30, обеспечивающей интернет на борту вертолета.

Новое оборудование позволит Ми-38 не допустить наращивания льда при отрицательных температурах и продолжать полеты в условиях обледенения. Система, встроенная в конструкцию новых композитных лопастей, расширяет сферу применения Ми-38 в сложных погодных условиях, в том числе в арктических широтах.

«Сертификация противообледенительной системы является первым и важным шагом на пути к созданию „арктической“ версии вертолета Ми-38. Это событие особенно актуально в свете подписанного контракта на поставку вертолетов Ми-38ПС в интересах МЧС России, ведь эти вертолеты будут эксплуатироваться именно в условиях Крайнего Севера», — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

В свою очередь Mku30 — система спутниковой связи Ku-диапазона обеспечивает доступ в интернет на скорости до 2 Мбит/с в зоне покрытия спутников связи «ЯМАЛ». Она позволяет организовывать на борту вертолета видеоконференции, бесперебойную передачу больших объемов данных и видеоизображений высокого качества в режиме реального времени. Передача данных на мобильные устройства пассажиров обеспечивается с использованием Wi-Fi-точки доступа.

Вопросы навигационного обеспечения также находят свое воплощение в предлагаемых для Арктики решений. Комплексный проект по созданию высокоточной навигационно-телекоммуникационной системы для Арктической зоны России представил холдинг «Росэлектроника» на выставке «Госзаказ-2021».

Система наблюдения, навигации и связи, предлагаемая ПАО «Интелтех» холдинга «Росэлектроника» для работы в Арктической зоне РФ, Северном морском пути представляет собой комплекс стационарных и мобильных радиотехнических постов. Каждый пост состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают работу одновременно по десяткам направлений. Подсистема наблюдения осуществляет мониторинг ледовой, гидрометеорологической, радиационной, сейсмической обстановки в режиме реального времени. Телекоммуникационная подсистема — связь в УКВ- и КВ-диапазонах, по каналам ВОЛС, спутниковой, метеорной и тропосферной связи. Навигационная подсистема обеспечивает контроль местоположения судна по спутниковым или наземным радионавигационным системам.

«Скорая» для северов поступает заказчикам

Тем временем предприятия холдинга «Вертолеты России» занимаются поставками новой вертолетной техники вертолетным операторам, ориентированным на работу в сложных арктических и удаленных условиях.

К примеру, Улан-Удэнский авиационный завод и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках Восточного экономического форума подписали соглашение на поставку четырех арктических вертолетов Ми-8АМТШ-ВА.

В соответствии с условиями соглашения твердый контракт на поставку четырех Ми-8АМТШ-ВА в интересах ведомства будет заключен в сентябре 2021 года. Два вертолета будут переданы заказчику в 2022 году, а еще два — в 2023-м.

«Это соглашение важно для развития системы безопасности в Арктической зоне. Такие вертолеты незаменимы при тушении природных пожаров, могут выполнять санитарную эвакуацию и доставку спасателей в труднодоступную местность. Они предназначены для работы в условиях северных широт, для которых характерны низкие температуры и высокая ветровая нагрузка. Новые вертолеты поступят на вооружение создаваемых арктических звеньев МЧС России для защиты населения и территорий Арктического региона Российской Федерации и обеспечения безопасности Северного морского пути», — отметил замглавы МЧС России Виктор Яцуценко.

Еще одна поставка вертолета для работы в удаленных регионах со сложным климатом состоялась в нынешнем году — У-УАЗ поставил вертолет Ми-8АМТ компании «Авиация Колымы».

Это второй вертолет, который предприятие поставляет ОГУП «Авиация Колымы», первая машина была передана в декабре 2019 года. Вертолеты Ми-8АМТ, изготовленные для «Авиации Колымы», позволят обновить имеющийся парк воздушных судов и будут способствовать развитию транспортной инфраструктуры отдаленных регионов Крайнего Севера.

«Использование Ми-8АМТ планируется во всем спектре вертолетных работ, в которых в текущий момент нуждается Магаданская область. Вертолет обладает повышенной дальностью полета и увеличенной грузоподъемностью. Такая машина может решить целый ряд задач — перевозка людей, грузов, тушение пожаров, эвакуация пострадавших и оказание медицинской помощи в труднодоступных районах Колымы, в том числе по заданиям санитарной авиации», — отметил управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода Алексей Козлов.

Транспортные возможности вертолета обеспечивают перевозку до 22 пассажиров на откидных сиденьях, а также перевозку грузов массой до 4 тонн внутри грузовой кабины или на внешней подвеске. Кроме того, данный вертолет доработан под установку бортовой стрелы с лебедкой СЛГ-300 и медицинских модулей.

Чтобы не распылять средства

Таким образом, элементная база системы авиационного обеспечения крайнего севера, Арктики, фактически готова для решения комплексных задач на местах. Вместе с тем, экономическая целесообразность, не позволяющая распылять средства, диктует свои подходы. Примером одного из них является первая, самая северная плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», введенная в строй 19 декабря 2019 года в городе Певек Чукотского Автономного округа. Цель проекта — запитать сеть населенного пункта электроэнергией.

Масштабированием проекта, разработка которого стартовала в 2007 году, можно считать дрейфующую платформу «Северный полюс», на достройку которой (в настоящее время готовность составляет более 82 процентов) правительство дополнительно выделит более миллиарда рублей.

Уникальность платформы в том, что она может находиться как на льду, так и в воде и самостоятельно передвигаться. Это совершенно новый подход к проведению долговременных научных исследований на Северном полюсе. На этой платформе смогут работать больше людей, чем на традиционных дрейфующих станциях. Появятся и дополнительные возможности по размещению необходимого оборудования для научных исследований, а также медицинского обеспечения работающих на ней сотрудников.

Как отмечают в Минприроды РФ, такая платформа будет вмерзать в лед и дрейфовать до двух лет. Общая длина судна составит более 83 метров, в корме будет размещена вертолетная площадка, также предусмотрена возможность для базирования различной арктической техники.

Подобное инфраструктурное решение, по сути, может стать прообразом будущих мобильных и в перспективе наземных центров медицинского обеспечения удаленных северных территорий с малой плотностью населения. Благо аналогии такого «приземления», связанные с использованием крылатых ракет морского базирования на суше, уже отработаны в Вооруженных Силах России.