Здоровье пилотов: проблема, требующая современных решений

Проблемы со здоровьем у пилотов становятся причиной множества авиационных происшествий. Интересный аспект — как пилоты воспринимают медицинскую помощь, учитывая тот факт, что обращение за медицинской помощью чревато потерей допуска к полетам. Но помимо физического здоровья, пилотам, особенно тем, кто работаем в экстремальных условиях, приходится сталкиваться с психологическими проблемами, включая эмоциональное выгорание, астению и состояние подавленности. И хотя эта сфера ни у нас, ни в других странах не регулируется, пилоты склонны скрывать свое состояние. Перед самими пилотами и их работодателями встают вопросы: как отслеживать такие состояния, на что обращать внимание и как наилучшим образом приводить людей в порядок.

Ключ к успешным операциям

Пилоты вертолетов, работающие в таких критических областях, как правоохранительная деятельность, пожаротушение, военные и поисково-спасательные операции (SAR), медицинская эвакуация часто подвергаются очень жестким психологическим нагрузкам. Благополучие пилотов требует высокого уровня технических и нетехнических характеристик. В нетехнической сфере полезны организационные инициативы, включая психологические и психиатрические оценки, упор на эмоциональный интеллект и программы поддержки. Но как можно оценить и поддержать душевное равновесие пилотов?

Кроме базовых тестов и опросов, оценивающих общие эмоциональные и психиатрические показатели в рамках обычных медосмотров, психологическая оценка пилотов вертолетов нигде не практикуется и не требуется. Это касается даже компаний, специализирующихся на длительных операциях, таких как полеты на морские буровые платформы.

Разумеется, некоторые правительственные учреждения могут потребовать психологическую оценку для собственных процедур найма либо продвижения по службе, но она не является обязательной для коммерческих компаний. Психологическую проверку пилотов в большинстве стран проводят военные и другим подобные структуры, работа в которых имеет специфические особенности.

Например, кандидаты, желающие стать пилотами Королевской канадской конной полиции (RCMP), проходят медицинскую оценку так же, как и кандидаты в полицию. Элементы этого обследования включают проверку зрения (включая цветоощущения), слуха, лабораторные тесты, медицинское обследование и психологическую оценку, включающую психометрическое тестирование конкретных желаемых характеристик. Все личные и профессиональные качества потенциальных кандидатов оцениваются во время и после собеседований в RCMP.

Пилоты должны соответствовать медицинским и психическим требованиям, предъявляемым к их должности, что включает в себя некоторые полицейские обязанности, в том числе, использование специального оборудования и огнестрельного оружия. Оценка пилотов проводится во время учебы в академии, затем их физическое и психическое благополучие постоянно контролируется на протяжении всего срока службы в рядах полиции.

Пилоты RCMP проходят медицинское обследование каждые три года, и к этому осмотру добавляется психологическая оценка, если она будет сочтена необходимой на основе истории болезни. Например, после травмирующего события на работе или проблем с психическим здоровьем.

Если психологическая оценка пилотов вертолетов нигде не требуется по закону, по поводу психиатрической оценки есть указания в больше руководящих документов национальных авиационных управлений. Так по американским нормам, психиатрическая экспертиза больше подходит для тех, кому медицинский работник поставил диагноз, для лечения которого требуются лекарства. О психическом заболевании и лекарствах необходимо сообщить в FAA, потому что болезнь и/или лекарства могут сделать пилота небезопасным. От человека могут потребовать пройти психиатрическое обследование, если, у него наблюдаются симптомы, ранее диагностировали психическое заболевание или лечили от него.

Этот медицинский осмотр психиатра отличается от личностного теста, оценки эмоционального интеллекта или любой другой оценки, связанной с работой. Прежде всего, проверкой того, как человек справляется со стрессом, как работает в команде и его навыков принятия решений.

Эмоциональный интеллект

По мнению авиационных специалистов, оценка эмоционального интеллекта, нередко используемая в коммерческом секторе при найме, — ценная альтернатива психологической оценке пилотов. Так, здоровое стремление к лидерству обычно указывает на более высокий и сбалансированный уровень эмоционального интеллекта.

Оценка эмоционального интеллекта обеспечивает понимание личности в таких аспектах, как принятие решений, управление стрессом, насколько хорошо человек может работать с другими или насколько хорошо он самовыражается. Важно и то, что как только пилоты узнает о своих плюсах и минусах, они получают импульс и возможность для самокоррекции.

С помощью оценки эмоционального интеллекта пилоты могут понять, что они не совсем те командные игроки, какими себя воображали, или, что они не справляются со стрессом так хорошо, как думали, или что могут быть импульсивными или тормозить, когда дело доходит до решения сложных проблем. Обо всем этом очень важно знать, особенно при операциях с высокой степенью риска.

Сегодня психологи предлагают пилотам коммерческие курсы эмоционального интеллекта. Тестирование эмоционального интеллекта также является ценным инструментом для компаний, которые могут использовать эту процедуру для оценки своих сотрудников, поскольку процесс найма и обучения требует много времени и денег. Тестирование может показать, что сотрудник в резюме и на собеседовании — не совсем один и тот же человек и мало подходит для работы. Но если речь идет об опытном сотруднике, компании используют эту оценку, чтобы обучить человека, улучшить или сбалансировать его эмоциональное состояние и интеллект.

Тест на эмоциональный интеллект может выявить, что пилот не так настойчив, как хотелось бы, не выражает свое мнение открыто, а больше молчит. Возможно, он не хочет раскачивать лодку, боится сделать что-то неправильно и т.д. И в таком случае развитие эффективного уровня эмоционального интеллекта становится чрезвычайно полезным для психологического благополучия.

Коучинг в этой области для западных авиакомпаний становится все более популярным видом услуг поддержки психологического здоровья персонала.

Поддержка психологического благополучия

Другой важной составляющей позитивного микроклимата в компаниях становится обеспечение и сохранение психологического благополучия пилотов. Операторы, которые делают все возможное, чтобы поддерживать психологическое благополучие не только своих пилотов, но и всех сотрудников, как правило, демонстрируют наилучшие результаты управления.

Есть несколько форм поддержки психологического благополучия пилотов. Они включают разбор серьезных или травмирующих инцидентов, систему одноранговых контактов, помощь сотрудникам, охрану труда, технику безопасности, усилия специалистов по управлению конфликтами и поддержку при производственных стрессовых травмах.

Ornge, канадский оператор санавиации, эксплуатирующий 12 вертолетов AW139, парк самолетов и машин скорой помощи, имеет целый набор программ для обеспечения здоровья и благополучия своего персонала.

О некоторых таких программах мы знаем по полицейским боевикам, когда офицеров отправляют на реабилитацию после перестрелки. Так, программа рабочих пауз в Ornge позволяет членам экипажа отдохнуть после особенно сложных полетов, например, связанных с гибелью пациента или массовыми несчастными случаями. Представитель руководства связывается с экипажем напрямую, чтобы узнать, требуется ли перерыв в работе и/или дополнительная поддержка.

Так же действует программа поддержки семьи, программа поддержки коллег и программа «Специалист по человеческому фактору». Все эти они доступны 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Все сотрудники Ornge имеют доступ к программе помощи сотрудникам и членам их семей (EFAP). Они могут обратиться по личным вопросам, включая здоровье, финансовым, к специалисту по телефону и получить консультацию. Причем, могут пользоваться специально созданным мобильным приложением.

Экипажи могут сами запросить перерыв в работе. В некоторых случаях экипаж может быть освобожден от работы на оставшуюся часть смены.

Помощь для сотрудников, которые могут оказаться в бедственном положении, доступна круглосуточно. А оказывают ее отобранные пилоты, парамедики и офицеры связи, прошедшие более 75 часов обучения у специалиста по человеческому фактору. Сотрудники могут попросить поговорить с коллегой, сверстником или обратиться за помощью к любому из них.

У сотрудников Ornge есть доступ к аккредитованному социальному работнику, который разрабатывает программы психического здоровья и оказывает расширенную поддержку персоналу. В компании проводят обучение новых пилотов, посвященное эмоциональному выгоранию и снижению рисков посттравматических стрессовых расстройств.

Объединение ради психического здоровья пилотов

Согласно новым правилам EASA, все эксплуатанты с февраля этого года должны запустить в своих компаниях эффективную сеть взаимной поддержки. Эти сети должны находиться под надзором квалифицированного авиационного психолога, а специалисты, оказывающие коллегиальную помощь, должны отбираться и обучаться из числа всех сотрудников, чтобы обеспечить доступность коллегам из любых областей.

Bristow Helicopters, CHC, NHV и Babcock объединили свои усилия, чтобы создать единую сеть поддержки психического здоровья морских пилотов в Великобритании. Операторы Северного моря начали переговоры о создании совместной платформы еще в 2019 году, а недавно была определена группа из 21 человека, в подготовку которых каждая компания вложила средства. Группа прошла обучение методам оказания первой помощи в области психического здоровья и поддержки на основе унифицированных подходов. Компания Core Aviation Psychology была назначена сторонним квалифицированным авиационным психологом для предоставления рекомендаций при необходимости.

Мэтт Роудс, один из директоров компании Bristow Helicopters, в этой связи сказал: «Психическое здоровье — чрезвычайно важная проблема, особенно в авиационном секторе, где она может иметь катастрофические последствия, если поддержка не будет оказана, когда она больше всего нужна. Оффшорные пилоты

работают в уникальной среде, поэтому мы сочли важным создать значимую систему поддержки экипажей, в которой они могли бы получить конфиденциальную помощь от тех, кто понимает всю тяжесть своей задачи».

Bristow провела первую встречу команд в июле 2020 года, после чего был создан специальный веб-сайт, позволяющий экипажам всех компаний обращаться за советами центрального пункта. Группа работает независимо, гарантирует полную конфиденциальность, и коллеги будут регулярно встречаться для анализа деятельности и выявления проблемных областей.

Согласно Роудс, прошлый год был трудным для всех, и влияние пандемии Covid-19 на психическое здоровье еще предстоит выяснить. Но он уверен, что эта сеть сыграет жизненно важную роль в поддержке экипажей, и надеется на совместную работу с коллегами-операторами по предоставлению услуги в Великобритании.