Безопасность: преодоление человеческого фактора

Несмотря на попытки производителей увеличить надежность авиатехники, вопрос безопасности вертолетов актуален как никогда. Вертолетные сообщества и соответствующие авиационные агентства ищут пути снижения аварийности и предотвращения катастроф, пытаясь найти оптимальные формулы.

В частности, EASA опубликовало меры по снижению риска человеческих ошибок на этапе проектирования летательных аппаратов. В Решении исполнительного директора агентства о повышении безопасности винтокрылых машин (ED 2021/010/R) указывается, что документ также имеет целью увеличение эффективности расследования авиационных происшествий. В EASA ожидают, что систематизация соображений поможет избежать ошибок проектировщиков, способных привести к аварии или инциденту.

В документе указывается новые или измененные сертификационные спецификации и приемлемые средства соответствия (AMC):

  • поддержка соблюдения правил эксплуатации, требующих записи данных, передаваемых по цифровым каналам;
  • повышение удобства обслуживания бортовых самописцев и качества записи бортовых речевых самописцев (CVR) с целью улучшения анализа данных, связанных с происшествиями.

Эти действия являются частью дорожной карты безопасности вертолетов EASA и системных действий, предпринимаемых для улучшения слежения за воздушными судами, выполнения спасательных операций и расследования авиационных происшествий. Кстати, все это детально описано в Европейском плане безопасности полетов (EPAS 2021-2025), опубликованном в январе этого года.

И еще одно примечательное событие, которое может стать значимым в перспективе. Международные организации, региональные группы по безопасности вертолетов и другие заинтересованные стороны объявили о создании Группы безопасности полетов, ориентированной на VTOL.

Основная задача Vertical Aviation Safety Team (VAST) ─ снижение числа катастроф до нуля под девизом «Безопасность превыше всего!». Статистика показывает, что несчастные случаи в отрасли имеют одни и те же причины, независимо от границ и языков общения.

Работу группы будут контролировать два советника: Джеймс Виола, президент и главный исполнительный директор Международной вертолетной ассоциации (HAI), и Мигель Марин, руководитель службы безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Консультанты такого уровня помогут

VAST достичь поставленных целей, опираясь на лучшие отраслевые практики и последние разработки международных стандартов.

VAST обещает использовать подход к оценке данных, основанный на консенсусе. Группа ставит для себя задачу согласовывать, координировать и внедрять глобальную информацию, ресурсы и программы, а также поддерживать региональные усилия по обеспечению безопасности полетов.

Региональные группы безопасности продолжат возглавлять инициативы по обеспечению безопасности в своих областях. Роль VAST состоит в том, чтобы взаимодействовать с этими группами и другими заинтересованными сторонами для интеграции, согласования, распространения и продвижения полученных данных, программ и рекомендаций.

Это позволит сократить дублирование усилий и обеспечить более эффективное использование ресурсов. Несколько рабочих групп VAST будут контролировать деятельность организации в таких областях, как технологии, нормативные требования и обеспечение безопасности.

Анализ рисков

Garmin объявила об обновлениях для системы управления безопасностью (SMS) FltPlan ─ структурированных средствах отчетности по управлению рисками для безопасности полетов и принятия решений.

Теперь летным экипажам и наземному персоналу будет проще сообщать об элементах, повышающих риски летных операций. Модернизированный пользовательский интерфейс обеспечивает простой пошаговый процесс сбора информации. Более подробная структура отчетности позволяет летным отделам совершенствовать инициативы в области культуры безопасности.

FltPlan SMS теперь предлагает шесть категорий отчетов, включая данные о кабине, диспетчере, летном экипаже, земле, техническом обслуживании и другие, в современном, удобном формате. Усовершенствование предоставляет руководству систематический способ анализа, определения причин рисков и корректирующих действий, позволяющих их избегать в будущем. Подробный формат отчетности позволяет летным отделам более эффективно планировать встречи для обсуждения выявленных проблем. Усовершенствованная панель инструментов позволяет лучше выявлять тенденции, поскольку обеспечивает поиск в базе с помощью фильтров.

Полная интеграция между FltPlan.com и FltPlan SMS позволяет хранить такую ​​информацию, как бортовой номер, аэропорт вылета, прибытия по расписанию, посадки, количество пассажиров и т. д.

В учетной записи на FltPlan.com пилот может просто нажать кнопку SMS и передать отчет с важной информацией. Отчеты могут быть дополнительно представлены в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) через Систему отчетности по безопасности полетов (ASRS) непосредственно через FltPlan SMS.

Для летных отделов, работающих на международном уровне, FltPlan SMS обеспечивает соответствие операторам, выполняющим международные рейсы в пункты назначения, где требуется SMS/FltPlan.

Тотальный контроль

Если автоматизированные компьютерные системы управления предприятием (финансы, производство, бухучет, управление персоналом и т.д.) известны с начала 1970-х годов, то программные продукты отслеживающие и управляющие авиационной безопасностью, качеством и рисками в авиакомпаниях стали активно внедрять лишь в последнее десятилетие.

Новозеландская компания Salus Aviation, поставщик полного цикла поддержки вертолетной техники, представила новую платформу управления безопасностью полетов от немецкой компании ASQS GmbH. IQSMS (сокращение от Integrated Quality Safety Management System) ─ это программное обеспечение модульного типа, разработанное специально для авиационных организаций на основании Приложения 19 ИКАО. Платформа, уже используемая крупными авиационными поставщиками, такими как Lufthansa, Thai Airways и Cargolux, соответствует требованиям ICAO, FAA и EASA.

Собственно, три кита лежащие в основе контролирующей системы — безопасность полетов, сертификаты качества и отслеживание рисков — наиболее чувствительная часть работы любого авиапредприятия, их автоматизация способна существенно облегчить и упорядочить работу соответствующих отделов компании.

Такая веб-система увеличивает гибкость оперативного персонала за счет взаимодействия с информацией о безопасности в режиме реального времени. Доступ осуществляется в любой точке планеты, с любого устройства, включая планшет и смартфон. Простота использования IQSMS делает его удобным средством даже для персонала, не работающего с IQSMS ежедневно. Информацию можно легко переносить из одного модуля в другой, а ее централизация помогает предприятию выявлять внутренние тенденции рисков, рассматривая данные, введенные в различные модули IQSMS.

Скажем, модуль рисков IQSMS проактивно отслеживает критические тенденции, что позволяет авиационным специалистам принимать более обоснованные решения. Функция управления изменениями (MOC) отслеживает все изменения в части эксплуатации и производства, гарантируя применение надлежащих процедур управления рисками. А модуль управления качеством поддерживает все процессы обеспечения качества и мониторинга соответствия. Продукт отражает все разнообразие управленческих и бюрократических процедур ─ от управления планом аудита и проведения внутренних и внешних инспекций до отслеживания корректирующих действий.

Другая актуальная практика сегодня — глобальный контроль авиационных активов. Сложная система владения летающей техникой, включающая арендаторов, эксплуатантов, лизинговые компании и других участников, предъявляет высокие требования к точному позиционированию воздушных судов. Другой стороной накрывающего контроля всегда была безопасность полетов, возможность быстрого обнаружения пропавших или столкнувшимися с авиационными происшествиями воздушных судов. И если прежде отслеживание маршрутов ВС с подбором оборудования и контрактованием услуг спутниковых операторов было в ведении авиакомпаний, то теперь эту потребность начали закрывать производители вертолетов.

Так, Airbus Helicopters и SKYTRAC заключили долгосрочное соглашение о поставке авионики для популярных H145, H160, H175 и H225. Теперь спутниковые системы на базе группировки Irridium будут доступны в качестве опции всем текущим и будущим владельцам вертолетов Airbus. Клиенты могут рассчитывать на высоконадежную и отказоустойчивую авионику для критически важных операций EMS, правоохранительных органов, морских и VIP-перевозок. Партнерство позволит пользователям вертолетов Airbus выбирать системы спутниковой связи, такие как SDL-350, ISAT-200A, устройства набора номера и дисплеи, а также множество дополнительных устройств.

В числе доступных функций систем SKYTRAC ─ автоматическое слежение за рейсами, представление новых широкополосных терминалов Iridium Certus, мониторинг полетных данных (HFDM), спутниковая полудуплексная связь Push-to-Talk (PPT) и передача текстовых данных.

Примеров существенных инвестиций в системы и процессы, обеспечивающие безопасность полетов и устойчивый рост бизнеса, сегодня немного, но, несмотря на застой в отрасли, они есть. Когда отрасль будет на подъеме подобные конкурентные преимущества в части управления безопасностью полетов станут крайне востребованы и получат ожидаемую монетизацию.