По заявкам медиков

Сегодня вертолет «Ансат» Казанского вертолетного завода является одним из действующих лиц санитарной авиации России. За последние пять лет выпущено около 40 медицинских модификаций этой машины, на которых только в прошлом году было перевезено более пяти тысяч пациентов.

«Ансат-М» представляет

В некотором смысле очередной, значимой ступенью развития машины стала ее модификация «Ансат-М», оснащенная новым медицинским модулем производства «Казанского агрегатного завода», который отличается измененной компоновкой, облегчающей загрузку и выгрузку пациента.

Теперь этот процесс стал удобнее благодаря применению унифицированных носилок, оборудования и каталки. Все манипуляции по загрузке и выгрузке пострадавшего теперь могут быть произведены одним медицинским работником. Пациента можно переместить из вертолета в машину скорой помощи без дополнительной перекладки, при этом не происходит даже кратковременного отключения аппаратов жизнедеятельности, что значительно снижает риски для пострадавшего при транспортировке. К тому же и сам модуль является быстросъемным и может быть легко демонтирован с вертолета.

Нужен одноместный? Пожалуйста

Кроме этого Росавиация сертифицировала применение съемных органов управления второго пилота. Данная комплектация позволяет как техническому, так и летному составу за несколько минут без использования инструмента демонтировать быстросъемные рычаги и педали с места второго пилота и убрать их в специально оборудованные для этого места крепления. Учитывая, что «Ансат-М» может управляться одним пилотом, теперь в кабине при необходимости можно разместить дополнительного пассажира. Эта опция особенно актуальна в санитарной авиации, когда вместе с пострадавшим на борт вертолета нужно взять сопровождающего или еще одного медработника.

Дефибриллятор? Тоже можно

Об этих доработках шел разговор на форуме санитарной авиации России, который прошел в октябре 2021 года.

Учитывая неподдельный интерес представителей эксплуатирующих

организаций, медиков, заместитель управляющего директора — главный конструктор ОКБ АО «Казанский вертолетный завод» Алексей Гарипов дал комментарии по каждому нововведению.

Как выяснилось, первой и наиболее востребованной опцией нового санитарного модуля стала возможность применения дефибрилляторов. Следом по значимости — перевозка пациентов в изолированных условиях, что особенно актуально в период пандемии. А также возможность установки восьмого кресла для авиапассажиров либо третьего для сопровождающего при перевозке несовершеннолетних пациентов.

Плюс 135 километров дальности

Дальность полета и грузоподъемность — в списке параметров, над увеличением которых работали казанские вертолетостроители. Так по сравнению с предыдущей модификацией, «Ансат-М» получил дальность полета в 640 километров против 505 у прежней модели. Мало того, при существенно увеличенных возможностях по навигации за счет нового оборудования, был снижен вес вертолета, что дало прибавку полезной нагрузке на 200 килограмм.

«В процессе работы над модификацией „Ансат-М“ была подтверждена возможность установки дополнительного топливного бака, — рассказывает главный конструктор. — И с медицинскими работниками, и с пострадавшими пассажирами. Более того, этот бак прошел все испытания по аварийной стойкости, включая испытания на сброс. Его установка на вертолет существенно расширяет возможности по дальности полета».

Два ведомства, два подхода

При этом А. Гарипов особо отметил, что отсутствие согласованности между Минздравом и авиационными властями фактически может поставить крест на попытках увеличить дальность полета воздушного судна. Дело в том, что жесткие требования к списку медицинского оборудования, описанные в приказе № 388 Минздрава, которое должно быть установлено на санитарном вертолете, в буквальном смысле слова «съедают» все достижения вертолетостроителей по снижению веса машины и увеличению дальности ее полета.

«Мы понимаем, что, к примеру, для Ми-8 это не критично, — поясняет он. — Но для легкой машины „Ансат“ это является проблемой. Поэтому считаю, что необходимо внести определенные изменения в приказ, прежде всего по рекомендации коллег медиков. То есть, нужно наиболее оптимально

использовать и размещать медицинское оборудование, потому что оно все-таки достаточно тяжелое, особенно в части взлетного веса».

В дополнение темы взаимодействия с медицинскими властями актуален вопрос горючести медицинского оборудования, которое устанавливается на санитарный вертолет.

«У нас жесткие требования на этот счет, — продолжает Гарипов. — В этой связи важно обеспечить согласование между ведомствами. Важно, чтобы коллеги из Росавиации приняли участие в корректировке 388 приказа Минздрава, в выработке единых подходов к санитарной авиации.

Нужно пробовать

Стоит сказать, что эксплуатирующие организации и медики, с большим интересом наблюдающие за новшествами, которые представлены в санитарном «Ансат-М», очень живо реагируют на возможности дальнейших модернизаций. Как пример, многих интересует вопрос задней загрузки пассажирской кабины санитарного вертолета.

«Честно скажу, загрузка сзади не рассматривается в силу конструктивных особенностей машины, — поясняет ситуацию главный конструктор. — То есть, там люк шире сделать невозможно. При этом в новый медицинский модуль загрузка сбоку проводится в течение 20 секунд. Это могут подтвердить коллеги из Республиканской больницы в Казани. Прежде чем заказать эту модернизацию, они приезжали к нам, смотрели, пробовали. При этом допускаю, что кому-то загрузка пациентов через задний люк более удобна. Но это дело привычки, не более. И здесь просто нужно пробовать».

Когда нужно, то можно, но с условием безопасности

Также снова и снова поднимается вопрос по антиковидным (антивирусным) возможностям вертолета. Здесь, в дополнение к инфекционным боксам, в качестве оперативного средства по изоляции экипажа от пассажирской кабины, производители предусмотрели мягкую антиковидную, быстромонтируемую перегородку, эксплуатация которой, кстати говоря, не противоречит правилам авиационной безопасности.

«Мы прекрасно понимаем, что не всегда быстро вертолет может быть оборудован специальными боксами, — говорит Алексей Гарипов. — Поэтому мы в качестве оперативного способа решения проблемы применили быстросъемную перегородку. Она позволяет очень быстро отделить экипаж от пассажирской кабины».

В плане обработки дезинфицирующими средствами салона вертолета у разработчиков запретов нет. Кроме того, в настоящее время ведется поиск исполнителей для производства специального дополнительного коврика с бортиками, чтобы обеспечить воздушному судну дополнительную антикоррозионную защиту.

Полный комплект ожидается к 2023 году

Впереди у казанских вертолетостроителей еще довольно много задач, которые они решают по мере модернизации «Ансата». Как пример, серьезная доработка системы вентиляции. Хотя уже сейчас доступной для заказов является система кондиционирования.

Кроме этого открытым остается вопрос использования лебедки. Нет, на «Ансате» она может устанавливаться, но это американский продукт. По словам руководства казанского предприятия импортозамещение в данном случае пока не работает — в России нет отечественных лебедок. Поэтому приходится сертифицировать то, что есть.

Хотя и без этого впереди много иных целей. К примеру, в 2022 году предполагается завершение работ по противообледенительной системе «Ансата», что позволит выполнять полеты в условиях обледенения, что для санитарного вертолета крайне важно.

«К 2023 году машина в полном объеме будет решать все поставленные перед ней задачи, — заключает главный конструктор. — Основные из которых — дальность, скорость и всепогодность.