Русским Вертолетным Системам — 15 лет!

АО «Русские Вертолетные Системы» было образовано в 2006 году и за прошедшие 15 лет компания стала одним из лидеров отечественной вертолетной отрасли.

Сегодня «РВС» является не только вертолетной компанией «полного цикла», предоставляющей разнообразные услуги, начиная от проектирования, строительства и эксплуатации объектов вертолетной индустрии и заканчивая выполнением разнообразных авиаработ (включая пассажирские перевозки) и подготовкой летно-технического состава, но и одним из крупнейших операторов санитарной авиации в России. Современные санитарные вертолеты «РВС», укомплектованные новейшей медицинской техникой, сегодня стоят на дежурстве в 14 субъектах Федерации, а принадлежащий Компании многофункциональный вертолетных центр «Подушкино», расположенный в подмосковном Одинцово, давно стал одной из ключевых площадок для подготовки медицинских специалистов отечественных экстренных служб. Всего же, с 2017 года вертолетами «РВС» было транспортировано почти 8,5 тысяч пациентов во всех Федеральных округах.

Активно развивается и международное направление бизнеса «Русских Вертолетных Систем». Экипажи компании выполняли миссии по всему свету — в Европе, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке.

Беспрецедентна в отечественной вертолетной индустрии и скорость с какой развивается компания — всего за последние 4 года собственный парк «Русских Вертолетных Систем» увеличился до 34 вертолетов. При этом подавляющее большинство из них — абсолютно новые отечественные машины. В том числе 17 легких вертолетов класса «Ансат» и 11 средних вертолетов Ми-8 модификаций АМТ и МТВ.

Многолетнее партнерство «РВС» и холдинга «Вертолеты России» привело к том, что сегодня компания является, де-факто, лидерным эксплуатантом новейших российских вертолетов. Компания не только обладает самым большим парком новых «Ансатов», но также стала первым гражданским эксплуатантом нового отечественного вертолета Ми-38, который занял перспективную нишу между Ми-8/Ми-171 и Ми-26.

Отдельного упоминания заслуживает и инженерная служба «Русских Вертолетных Систем». Многие решения, направленные на повышение комфорта, безопасности и эксплуатационных качеств вертолетов, которые уже внедряются отечественными разработчиками и производителями, были впервые предложены инженерами компании, накопившими уникальный опыт эксплуатации новых моделей российских вертолетов в самых разнообразных климатических условиях по всей России.

Инженерная служба «РВС» является соразработчиком и заказчиком целого ряда изменений и модернизаций коммерческой и санитарной версий вертолета «Ансат». К слову, «Ансат-М» — был сделан во многом с учетом

опыта эксплуатации вертолета в «Русских вертолетных систем» и при деятельном участии ее инженеров. «РВС» находится в постоянном контакте с коллегами из «Вертолетов России» и Казанского вертолетного завода. Такое плотное взаимодействие позволяет не просто оперативно решать вопросы любой сложности, но и постоянно повышать уровень технической готовности воздушных судов в парке эксплуатанта.

Опора санитарной авиации

История освоения и эксплуатации вертолета «Ансат» — первого гражданского оператора этих машин легкого класса — заслуживает особого внимания. Соглашение о передаче многоцелевого «Ансата» с медицинским модулем было заключено в рамках 11-й Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2016» «Русскими Вертолетными Системами» и холдингом «Вертолеты России» в сентябре 2016 года. Такой подход фактически «узаконил» вертолет и саму «РВС» в качестве опоры отечественной санитарной авиации, а саму компанию еще и экспериментальной структуры сопровождения комплексной программы по развитию санитарной авиации в федеральном масштабе.

Впрочем, первое новое воздушное судно «Ансат» в VIP-комплектации «РВС» получила в октябре того же года. Официальная презентация борта, предназначенного не только для перевозки пассажиров, но и для обучения пилотов на базе авиационно-учебного центра компании, прошла 28 октября в хелипарке «Барвиха». Второй «Ансат» с медицинским модулем был поставлен уже в начале 2017 года. Его главная задача — работа на базе в Одинцовском районе для плановой экстренной перевозки пациентов по Москве и Московской области.

2017 год дал сильный импульс в деле становления «РВС» в качестве лидера вертолетной отрасли. В этот период компания получила от лизинговой компании в рамках федерального проекта по развитию в российских регионах санитарной авиации несколько «легких» машин «Ансат». При этом первые три борта были направлены в Волгоградскую, Курганскую и Псковскую области.

Пополнение своего парка отечественными воздушными судами «Ансат» и Ми-8АМТ/МТВ позволило существенно увеличить количество перевезенных больных, а также расширить географию присутствия, в том числе и в регионах с тяжелыми климатическими условиями. Уже к лету 2019 года компания перевезла тысячного пациента. А в следующем, 2020 году — «РВС» было эвакуировано порядка 3600 пациентов. Это стало возможным благодаря совершенствованию механизмов работы санитарной авиации, развитию

инфраструктуры и повышению технической готовности воздушных судов компании. Сотрудники «РВС» подобрали и оборудовали для работы порядка 300 вертолетных площадок в регионах ответственности компании, создали инфраструктуру топливообеспечения и материально-технического снабжения, подготовили новые летно-технические кадры.

Обкатывают новинки

Сегодня как лидерный эксплуатант новейших образцов отечественной вертолетной техники «РВС» демонстрирует многие отечественные разработки в области санитарной, противопожарной авиации, обеспечения безопасности полетов. Причем, ряд оборудования разработано и произведено компанией «Русские вертолетные системы».

Так в 2019 году «РВС» разработан автономный мобильный комплекс светотехнического оборудования для обеспечения безопасного старта и посадки вертолетов в темное время суток. Комплексы могут быть использованы на неподготовленных площадках. Такое оборудование «РВС» поставляет в регионы, где оно позволяет обеспечивать безопасные посадки воздушных судов на вертолетные площадки, необорудованные стационарными огнями. Осенью 2020 года на Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2020 на стенде «РВС» был представлен комплекс второго поколения. Новая версия комплекса не только легче, но и более автономная — если раньше беспрерывное время работы было около четырех часов, то в новом комплексе удалось увеличить его вдвое.

В 2019 году на HeliRussia «РВС» представила первую противопожарную модификацию вертолета «Ансат» разработки и производства Казанского вертолетного завода (КВЗ). Машина оснащена системой пожаротушения Simplex, объем которой составляет 900 литров, на закачку требуется около минуты, при этом пожаротушение производится залповым методом.

Следом, через год в рамках выставки HeliRussia-2020 «РВС» продемонстрировала новый комплекс медицинского оборудования для медицинских вертолетов российского производства. Компания принимала непосредственное участие в формировании технического задания и разработке модуля вместе со специалистами Центроспаса МЧС России, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова, Казанского вертолетного завода и других заинтересованных организаций.

Авиакомпания «с нуля»

Новой вехой в жизни компании стало получение сертификата эксплуатанта 20 февраля 2019 года. Из российских вертолетных авиакомпаний, получивших от Росавиации сертификат на коммерческие перевозки, лишь единицы — оригинальные вновь созданные компании, не имевшие в своем прошлом советское авиапредприятие-предшественник с территорией, собственностью и парком. Авиакомпания «РВС» была создана и прошло долгий путь становления в буквальном смысле слова «с нуля».

Получение сертификата эксплуатанта позволило «РВС» повысить свою конкурентоспособность на российском рынке вертолетных услуг и расширить круг потенциальных клиентов. Как пример, развития коммерческого направления старт работы в Калуге летом 2020 года. Сюда в августе со специалистами «РВС» на борту совершил перелет из Москвы отечественный вертолет Ми-38. В планах авиакомпании чартерные перевозки на воздушных судах разных классов.

Начиная с 2019 года АО «РВС» начала включаться в работу с иностранными компаниями. В рамках HeliRussia 2019 «РВС» был подписан меморандум с южнокорейским провайдером авиационных услуг Sharp Aviation K о намерениях предоставить вертолеты для пассажирских перевозок и пожаротушения в Южной Корее. Речь шла о четырех Ми-8МТВ, а также о четырех вертолетах «Ансат», передаваемых в Корею на условиях лизинга.

Также в 2019 году компания «Русские вертолетные системы» приступила к выполнению авиаработ в Греческой Республике. В начале августа в Грецию для выполнения работ на всей территории страны прибыли два многоцелевых Ми-8АМТ сроком на три месяца. К слову, Греческая Республика стала первым регионом в рамках масштабной стратегии «РВС» по выходу на международные рынки.

В апреле 2020 года первый «Ансат» был отправлен в Мексику. Здесь специалисты «РВС» совместно с мексиканской компанией Craft Aviation Center, осуществляли эксплуатацию вертолета в районе города Гвадалахара, где успешно прошли его испытания, включая полеты в условиях пустыни и высокогорья, а также взлеты и посадки на ограниченные площадки и высотные здания.

Также в 2020 году вертолетами «РВС» Ми-8АМТ, оснащенными водосливными устройствами (ВСУ-5), тушились пожары в Греции и Индонезии, проводились гуманитарные миссии в Суринаме, где специалисты «РВС» занимались помощью населению и восстановлением народного хозяйства после наводнения. Отечественная вертолетная техника,

отличающаяся своей надежностью и непревзойденной неприхотливостью, оказала неоценимую помощь южноамериканской стране.

Еще одной «геоточкой» в активе компании стал Суринам. В Суринаме специалисты «РВС» занимались помощью населению и восстановлением народного хозяйства после наводнения. Большая часть Суринама находится в тропических лесах и доставка товаров первой необходимости, а также крупногабаритных грузов возможна только воздушным транспортом, поэтому отечественная вертолетная техника, отличающаяся своей надежностью и непревзойденной неприхотливостью, оказала неоценимую помощь нашим коллегам в этой южноамериканской стране.

Внимание к кадрам

В продолжение разговора о развитии РВС, важно еще раз отметить ее, как компанию полного цикла, где одним из ключевых элементов является авиационный учебный центр, подготовивший 3000 специалистов. Сегодня здесь преподаются 48 программ. Среди основных направлений деятельности первоначальная подготовка пилотов-любителей, переподготовка летного состава, курсы повышения квалификации летного состава, подготовка документов для получения свидетельств пилота-любителя и пилота коммерческой авиации, сертификация и регистрация воздушных судов, продление сертификатов летной подготовки.

Но самое важное, что «РВС» в авиацентре готовит и собственные кадры. Так в июне 2020 года специалисты компании с двумя вертолетами «Ансат» направлялись в Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского для подготовки первой группы курсантов в рамках программы Федерального агентства воздушного транспорта «Росавиация».

Молодые пилоты стали первыми выпускниками новой программы государственно-частного партнерства, — выпускниками полностью готовыми к работе в авиакомпаниях на позиции второго пилота. Часть курсантов тут же были приняты на работу в АО «РВС». В авиационном учебном центре они продолжили подготовку на отечественных вертолетах «Ансат», чтобы влиться в состав медицинский эскадрильи и внести свой вклад в национальный проект «Здравоохранение».

Развивается и направление строительства и эксплуатации наземных объектов вертолетной инфраструктуры. Несколько лет назад «Русские Вертолетные Системы» стала первой негосударственной компанией, которая построила и ввела в полноценную эксплуатацию вертолетные площадки в пределах города Москвы — хелипорт «Москва-Сити» и вертопалубу «Дом Музыки». В 2018

году в Кургане «РВС» в кратчайшие сроки возвела «Курганский вертолетный центр оперативной медицины» — современный центр базирования медицинских вертолетов, расположенный в непосредственной близости от Курганского территориального центра медицины катастроф, что значительно снижает скорость реагирования на поступающие заявки.

«Русские Вертолетные Системы» является символом пробуждения отечественной вертолетной отрасли — несмотря на непростые вызовы, с которыми приходится сталкиваться вертолетчикам каждый день, компания, как и вся отрасль, продолжает активно развиваться, выходить на новые рынки, находить новые перспективные ниши и реализовывать амбициозные проекты, способные сообщить новый импульс всей отечественной индустрии.