Кто полетит дальше?

Несмотря на свое название и нацеленность на дальность и боевую мощь программа Армии США Future Long Range Assault Aircraft (FLRAA) продвигается довольно медленно. Американцы боятся ошибиться с выбором концепции, поскольку любая новая платформа штурмового вертолета будет стоить бешеных денег. Или их сомнения носят более критичный характер? Например, что довлетворительного решения для FLRAA до сих пор нет, а предложения разработчиков несут в себе большую долю компромисса. Новых идей в части конструкции боевого корабля на горизонте не наблюдается, соперники после первой фазы конкурса(JMR-TD) все те же, и другие уже вряд ли появятся.

Это Sikorsky-Boeing с проектом Defiant X, построенным по технологии Sikorsky X2 Technology, и Bell, предлагающая конвертоплан V-280 Valor. Обе команды переходят ко второму этапу конкурсной демонстрации и снижения рисков (CD&RR) в рамках программы разработки замены UH-60 Black Hawk к 2030 году. Согласно заключенным в марте соглашениям, к 2022 году каждая группа представит Армии США первоначальные проекты основных подсистем и компоненты систем вооружения.

Предварительные итоги

На первом этапе Sikorsky и Boeing представили Defiant X ─ усовершенствованный прототип SB>1 Defiant, который сохранил соосный винт и получил конструкцию толкающего винта, доработанную согласно требованиям военных.

За три года, прошедших с момента первого полета, Bell внесла несколько изменений в базовую конструкцию V-280. Аппарат получил такие возможности, как автономный полет и система датчиков с распределенной апертурой. Согласно Bell, команда наработала более 200 часов, выполнив более 160 отдельных испытательных полетов, «позволивших получить важные данные для проверки цифровых моделей и характеристик».

Как заявляет вице-президент компании и программный директор FLRAA Райан Эхингер, этот вертолет не является инженерно-научным проектом. V-280 обеспечивает критически важные и проверенные в боях возможности, необходимые для поддержания способности вооруженных сил США сдерживать противника за счет радикального улучшения скорости, дальности и универсальности.

У Defiant X за это время была доработана форма носового обтекателя, изменены кожухи двигателей и т.д. Разработчики указывают на улучшение аэродинамики и снижение заметности в инфракрасном диапазоне. В оснащении будет полный прицельно-навигационный комплекс, необходимый для пилотирования и

выполнения боевых задач. В рамках дальнейшего развития вертолет может получить усовершенствованную ЭДСУ с новыми функциями. Не исключается появление полноценного беспилотного режима.

Обе команды также проведут предварительный анализ требований Командования специальных операций США относительно возможностей медицинской эвакуации и поставок вертолетов на экспорт. Параллельно с этим, Армия США будет принимать решение, какой планер выбрать. Такой алгоритм позволит уже через два года принять решение о закупках летных испытательных образцов.

Согласно контракту, Bell получила $292 млн. на работы по Фазе II. Команде Sikorsky-Boeing была утверждена чуть меньшая сумма — $284 млн.

Перспективы проекта

Армия заявляет, что FLRAA должен унаследовать историческую роль многоцелевого Black Hawk. Новый штурмовой вертолет дальнего действия разрабатывается специально для Армии США, но также может соответствовать требованиям других служб, стремящихся заменить свои версии UH-60 Black Hawk.

Готовясь к замене к 2030 году, руководители армейской авиации также считают, что FLRAA может в конечном итоге предложить конкурентную модель, способную стать не менее полезной и распространенной, чем Black Hawk и его многочисленные версии.

По словам генералов, отвечающих за модернизацию армейского винтокрылого парка, для обеспечения оперативной совместимости и рентабельности имеет смысл найти больше покупателей. Они предвидят, что программа в конечном итоге будет расширена. Появится несколько вариантов одного и того же вертолета, так же, как это было с Black Hawk.

В 1976 году Армия США выбрала UH-60A в качестве основного многоцелевого вертолета. Из оригинальной платформы возникли десятки вариантов, которые сейчас эксплуатируют ВМС, ВВС, береговая охрана, федеральные правоохранительные органы и более двух десятков иностранных вооруженных сил. В настоящее время летает не менее 4000 «Черных ястребов», из которых около 2100 использует Армия США.

Она же взяла на себя большую часть государственных инвестиций в проект FLRAA. Кроме того, Армия США купит больше машин, чем другие службы или международные партнеры, хотя не уточняется, сколько именно. За тем, что выйдет из армейской программы, пристально следят американские ВМС. Они недавно запустили программу Future Vertical Lift Maritime Strike, которая позволит найти подходящую замену MH-60R/S Sea Hawk и MQ-8 Fire Scout, когда их начнут списывать.

В гораздо меньших масштабах Береговая охрана США также отслеживает FLRAA

на предмет возможного преемника MH-60T Jayhawk. Служба в настоящее время сосредоточена на модернизации своего парка Jayhawks и MH-65 Dolphins в 10-летнем окне, прежде чем FLRAA станет доступным.

Там считают, что выгоды от модернизации должны быть сбалансированы с немедленной потребностью в замене Black Hawk модели A. В частности, они не хотят встраивать в платформу уже существующие возможности в ожидании будущих требований. Они изучают, есть ли в конструкции запас прочности, позволяющий учесть будущие потенциальные потребности, и будут имплементировать решения, подходящие требованиям FLRAA.

На самом деле у программы немало скрытых проблем, которые по соглашению сторон не предаются огласке. Помимо превышения первоначальных бюджетов, эксперты указывают на технические ограничения и невозможность отвечать параметрам конкурсного технического задания. Даже испытанная в боевых условиях конвертационная платформа (V-22 и его модификации) вызывает немало вопросов как военно-транспортное средство. В любом случае результаты второй фазы станут известны летом 2022 года. А пока западные армии рассчитывают на решения боевых задач на большой дальности с использованием традиционных платформ.

В частности, Великобритания заключила сделку на сумму почти $2 млрд. по модернизации 14 H-47 Chinook Королевских ВВС. В течение следующего десятилетия вертолеты получат усиленные планеры и современную авионику, дальность полета будет увеличена.

Объявленный 13 мая заказ на 1,4 млрд. фунтов стерлингов ($1,96 млрд.) является частью более крупных инвестиций в размере 85 млрд. фунтов стерлингов ($119 млрд.) в военное оборудование с целью обновления британских вооруженных сил. Все 14 машин будут закуплены в США в рамках программы зарубежных военных продаж (FMS).

Госдепартамент США в октябре 2018 года одобрил продажу 16 Chinook увеличенной дальности ориентировочной стоимостью $3,5 млрд. Великобритания имеет возможность закупить 36 двигателей, вооружение и другое оборудование.

Chinook был рабочей лошадкой британских вооруженных сил более 40 лет и продолжает оставаться критически важным транспортным средством. По сообщению Министерства Обороны Великобритании, новый H-47 будет оснащен усовершенствованной цифровой кабиной, модернизированным планером для повышения устойчивости и живучести, а также цифровой системой автоматического управления полетом, которая позволит пилотам зависать в зонах ограниченной видимости.

Поставки планируется начать в 2026 году. Вертолеты будут базироваться на авиабазе RAF Odiham, где сейчас базируется британский флот Chinook.

Примерно по такому же пути пока двигаются российские ВС. Отечественная боевая винтокрылая техника также модернизируется с точки зрения живучести, улучшения систем управления, наведения, целеуказания, а также систем радиолокационного опознавания и активного ответа. Армейские модификации Ми-171, Ми-26, Ми-38 получают увеличенную дальность и грузоподъемность. Так, Ми-38Тлегко поддерживает крейсерскую скорость 290 км/час и перевозит 6 тонн груза или 30 человек на расстояние 1200 км. Мало того, современная военно-транспортная вертолетная авиация гораздо менее шумная: лопасти НВ всей линейки изготавливаются полностью из композиционных материалов, их специальный профиль значительно снижает вибрацию. Поступают на вооружение и не имеющие аналогов арктические варианты транспортно-штурмовых вертолетов, оборудованные современной и эффективной противообледенительной системой, работающие в диапазоне температур от минус 50 градусов до + 60.

Однако несмотря на надежность и высокую модернизационную емкость типов летающей техники традиционных конструкционных схем, такие программы как FLRAA стимулируют разработчиков боевых вертолетов к созданию жизнеспособной альтернативы в недалеком будущем. И этот факт следует иметь в виду российским военным заказчикам.