Дрейфующий рынок

Административное выключение целых секторов вертолетного рынка в 2020 году в рамках борьбы с пандемией многие теперь считают неоправданным и чрезмерным. Настоящей причиной потрясений был не Covid-19, а экономический сбой, произошедший задолго до марта прошлого года. Некоторым отраслям удалось ощутить реальное положение дел.

Отрасль по-прежнему находится на спаде, хотя гиганты рынка и стартапы, не столкнувшиеся с трудностями масштабирования проектов, все еще проявляют оптимизм. Начнем с тех, которые сегодня устанавливают правила игры.

Ключевые игроки, рынки и глобальные факторы

Согласно данным Airbus Helicopters, в 2020 году объем продаж новых вертолетов снизился на 40–50% из-за продолжающегося воздействия пандемии Covid-19.

Объем продаж Airbus отметился 25-30%-ным падением на гражданском рынке. По его мнению, кризис Covid влияет больше на конкуренцию, чем на производителей.

Тем не менее, он указал на «хорошую» динамику продаж Н160 и продолжающийся успех H145, усиленного сертификацией в этом году вариацией с пятилопастным винтом. Решение обеспечивает операторам увеличение полезной нагрузки на 330 фунтов (150 кг) по сравнению с предыдущей версией этого типа.

Производитель продолжает выполнять поставленную задачу ─ от 15 до 20 заказов H160 в год, что позволяет увеличить портфель заказов от 40 до 50 единиц. Наряду с ожидаемым спросом со стороны правительства и военных, Airbus планирует увеличить количество заказов до 40 в год в течение следующих трех лет.

С другой стороны, наблюдается падение продаж легких вертолетов. Ecureil, известных как AStar в Северной Америке, востребован меньше в настоящий момент, поскольку кризис напрямую затронул VIP перевозки, туризм и сферу коммунальных услуг.

Сокращение мирового рынка вертолетов неизбежно, поскольку спад в нефтегазовой отрасли не прекращается, а Covid лишь усилил эту тенденцию. Но он добавил, что Airbus уже разработал «надежный план трансформации», чтобы адаптироваться к долгосрочному спаду. Речь идет о специализации рабочих мест, «дающей основные преимущества производителям в новых условиях».

Что касается заказов, Airbus не видит отмененных. Как правило, клиенты их просто откладывают. Решения о покупке нового вертолета даже чаще, чем обычно, реализуются в медицинской отрасли. При этом, средний налет вертолетов компании за год сократился примерно на 15%. Тогда как сокращение в коммерческом секторе, в частности, в сфере туризма и VIP-рейсов, на многих рынках составляет 50 и даже 80%.

Поддержка и услуги Airbus получили «хороший импульс». В отчете материнской компании за третий квартал именно более высокая выручка вертолетной группы от услуг позволила ей отразить «в целом стабильную» общую выручку за первые девять месяцев года.

Airbus явно извлек выгоду из своего глобального присутствия. Все-таки 25 центров по всему миру позволяют ему быть в непосредственной близости к клиентам, где бы они ни находились. Во время ограничений на поездки это большой бонус.

Стратегия компании в последние годы направлена на побуждение клиентов использовать различные контракты на техническое обслуживание, такие как HCARE, и это явно помогает. Работы на предприятиях в Донауворте и Мариньяне замедлились, но только, чтобы внедрить новые меры безопасности для сотрудников.

Несмотря на проблемы 2020 года, Airbus все же зарегистрировал два заслуживающих внимания сертификата (H160 и пятилопастная версия H145). Оба одобрены EASA, а FAA это сделает в ближайшее время.

Среди других достижений ─ сертификация EASA H135 с увеличенным взлетным весом и полезной нагрузкой (на 265 фунтов/120 кг) и увеличение мощности двигателя Safran Arriel 2D для H125, что дает дополнительные 308 фунтов (140 кг) внешней нагрузки.

Долгосрочная инновационная стратегия производителя включает в себя постоянную работу над беспилотным автомобилем VSR700, созданным на основе Hélicoptères Guimbal Cabri G2, и прототипом CityAirbus.

На североамериканском пространстве ситуация с COVID была и остается самой сложной. PMG Intelligence, агентство с большим опытом исследования и анализа данных рынка, осенью прошлого года провела опрос производителей и эксплуатантов. Даже тогда было очевидно, насколько драматично кризис повлиял на отрасль: 79% респондентов из США и Канады отмечали, что Covid-19 оказал «некоторое отрицательное влияние» или «большое отрицательное влияние» на их деятельность.

Только 7% респондентов заметили рост своего бизнеса. Из тех, кто видел спад, около трети декларировали падение более чем на 50%. Остальные ─ как минимум на 20%. Особенно сильно пострадала Канада. Об увольнениях сотрудников сообщили 68% операторов (по сравнению с 51% в США и 25% во всем мире).

Президент Ассоциации вертолетов Канады (HAC) Фред Джонс подсчитал, что около 40% из примерно 100 членов HAC сейчас в уязвимом положении. В попытке выжить 23% канадских респондентов сообщили о снижении почасовой оплаты труда, хотя во все мире об этом говорили 19% и всего 13% в США.

Компании меняют свои бизнес-модели (53% в США и 43% в Канаде), но большинство операторов не рассматривают дроны. Международные респонденты, скорее всего, существенно переосмыслили свою деятельность. Аж 63% изменили бизнес-модели.

Операторы адаптировались как в проактивном, так и в реактивном режиме. В Новой Зеландии, где почти полное закрытие границы остановило распространение Covid-19, операторы сосредоточили внимание на внутреннем рынке туризма с помощью новых, более экономичных пакетов и акцента на местном маркетинге.

Несколько американских операторов заявили, что они отказываются от туризма в пользу коммунальных услуг. Некоторые компании были вынуждены отказаться от определенных секторов или планов расширения, перешли с круглогодичного на сезонный режим работы.

Несмотря на то, что Covid-19 вынуждает предпринимать непопулярные меры, лишь 22% операторов рассматривают возможность использования беспилотных технологий. Причем, это крупные компании, расположенные за пределами США или Канады.

Что касается ТОиР, компании заметили снижение желания клиентов летать и увеличение решений отложить завершение модернизации и программ обслуживания вертолетов.

Джо Хоук, генеральный директор Uniflight Global, заявил, что ряд заказчиков из правоохранительных органов отложили запланированные закупки, а также связанные с ними работы по доработке. Он сказал, что Uniflight воспользовалась возможностью и расширила свою деятельность на разработку самолетной авионики.

Повышение страховых тарифов оказывает дополнительное давление на операторов, особенно мелких. Вертолетные выставки приходится переносить, а перспективные участники сомневаются в их необходимости во время пандемии. Поскольку в ближайшем будущем это традиционное маркетинговое направление, будет значительно сокращено, компании ищут другие способы распространения информации о своих продуктах и ​​услугах. Это вебинары, социальные сети и электронный маркетинг.

Отраслевые ассоциации и государственная помощь помогли некоторым компаниям, но многие действуют в одиночку. Доля респондентов, получивших государственную помощь, была выше в Канаде (59%) и несколько ниже в США и Европе (45 и 43% соответственно). Еще 31% респондентов заявили, что они не соответствуют требованиям или не нуждаются в государственной помощи, а остальные не рассматривали ее или вовсе не знали о программах помощи.

Как отмечает президент HAI Джеймс Виола, универсальность винтокрылых аппаратов делает их адаптируемыми к широкому кругу задач. В конечном итоге именно эта универсальность поможет винтокрылой промышленности восстановиться. А помочь процессу должна разработка UAM, передовых и дистанционно пилотируемых вертолетов.

Спрос на рабочую силу колеблется. Сайт JSfirm.com опубликовал свое исследование тенденций найма на 2021 год. Из опрошенных специалистов по найму, руководителей и владельцев бизнеса более 50% прогнозируют рост в 2021 году. Кроме того, 66% опрошенных не сокращали рабочих мест.

Вторичный рынок

И как всегда очень иллюстративны движения на рынке подержанных вертолетов, которые регистрируют изменение спроса в разных секторах.

По данным HeliValue$, глобальные запасы подержанных вертолетов значительно увеличиваются, а их стоимость снижается. Многие терпеливо ждут, пока продавцы снизят цены, хотя сезон «горячих» продаж уже начался по всем миру.

Хотя покупатели есть, на закрытие сделок уходит в два-три раза больше времени, поскольку многие традиционные источники финансирования иссякли. Банки уходят из сферы финансирования вертолетов. Рост наблюдается лишь в корпоративном/VIP секторе. На этот сегмент придется от 50 до 60% транзакций в третьем квартале этого года.

Как только появится достаточное количество предложения для продажи, это начинает влиять на оффшорный рынок тех моделей, которые находятся в этом секторе. То же самое относится к секторам рынка коммунального транспорта и скорой медицинской помощи (EMS).

Оффшор сильно пострадал, каждая модель подешевела, за исключением нескольких, у которых нет запасов на рынке. S-76 становится самым слабым игроком на шельфе, и это во многом можно объяснить огромным спросом на AW139.

В общем, в продажу поступают вертолеты из середины 2000-х, когда нефть была сильной, а вертолетная промышленность процветала. Теперь это вредит рынку. Их так много, они просто не исчезают и сбивают цены. В то время как стоимость большинства вертолетов невысока, H145 и H135 в сегменте EMS расходятся как «горячие пирожки». Но их на вторичном рынке недостаточно.

Канадский рынок страдает от переизбытка предложений. Недавние президентские выборы в США также не помогли стабилизировать ситуацию. В целом, можно увидеть восстановление мирового рынка в третьем квартале, но это не так очевидно в США. При этом, компания Rotortrade, отмечала падение продаж и увеличение запасов в третьем квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

На макроуровне одномоторные легкие машины сохраняют довольно стабильную позицию. Сектор туризма резко упал, а вместе с ним и H130, при этом общие запасы увеличились на 65%. На рынке наблюдается большой приток AW139, но они кажутся более старыми корпоративными VIP-вертолетами, чем оффшорными.

Мировое предложение H135 сократилось из-за увеличения спроса на EMS в Европе. Между тем, в США, во втором квартале количество рейсов EMS сократилось на 30%, что напрямую повлияло на количество транзакций. Вертолеты летали меньше из-за сокращения числа ДТП, поскольку люди оставались дома, отмены плановых операций и сокращения пропускной способности больниц.

Пока Rotortrade не видит существенного изменения цен и прогнозирует их падение. Специалисты ожидают стабилизацию спроса и предложения к началу следующего года. Однако количество продавцов по-прежнему превышает количество покупателей.

Опять же, все сводится к деньгам. В то время как некоторые представители вертолетной индустрии говорят, что сейчас доступны машины со скидками, другие говорят, что цены колеблются, но пока еще не произошло большого спада.

Вместе с тем, RotorTrade успешно продвигается в Центральной и Восточной Европе. В конце прошлого года компания открыла третий филиал на европейском континенте. Офис будет базироваться в Сараево и работать, в том числе, с российскими клиентами.

Находятся емкости и для новой техники. Bell объявила о поставке еще одного 505-го ВВС Черногории, что сделало его 60-м в Европе. В 2020 году Bell поставила сюда 505-х больше, чем на любой другой континент. Среди клиентов компании: ABR Invest, Elicompany, Montenegro Air Force, Centaurium Aviation и Mountainflyers.

Bell поддерживает европейских клиентов на региональном уровне, доставляя вертолеты из центра поддержки в Праге, поставляя детали из центра в Амстердаме и предлагая обучение через HeliDeal во Франции.

После успеха в Китае и странах СНГ продажи «Ансат» дебютировали в Европе. Оператором версии для медицинских операций стало Министерство внутренних дел Боснии и Герцеговины. Это первая из трех машин по контракту с «Вертолетами России». Остальные будут переданы заказчику в этом и будущем году.

«Ансат» поставляется с медицинским модулем, оборудованным носилками и медицинской полкой. В кабине есть место для перевозки одного пациента и двух сопровождающих. В оснащение входят система искусственной вентиляции легких, теле-ЭКГ, оборудование для эвакуации пациентов разной степени тяжести. В комплекте поставки пять кресел, которые могут быть установлены вместо медицинского модуля. Также Вертолет оснащен системой активного контроля вибрации.

Поставка свидетельствует о том, что «Ансат» конкурентоспособен на европейском рынке. Контракт включает обучение трех техников и двух пилотов в учебном центре «Казанского вертолетного завода». В течение следующих двух лет обучение там пройдут еще четыре пилота и шесть техников.

Финансирование новой индустрии

Несмотря ни на что, назревает череда больших сделок в сфере eVTOL. Разработчики eVTOL и UAM в общей сложности могут получить около $2 млрд.!

Financial Times сообщает, что разработчик аэротакси Joby Aviation после слияния с Reinvent Technology Partners готовится к выходу на биржу с общей оценкой $5,7 млрд. Reinvent, специально созданная для слияния компания (SPAC), владеет доверительным фондом в размере $600 млн., которые будут инвестированы в целевую компанию. Источники, знакомые с темой, ожидают, что в вместе с частными вложениями общий объем инвестиций в Joby составит от 1 до 1,5 млрд. долларов.

В феврале Archer сообщила о слиянии с Atlas Crest Investment Corp. с оценкой в $2,7 млрд, что принесет ей $1,1 млрд. Немецкий стартап Lilium выходит на биржу путем слияния с Qell Acquisition. Стоимость объединенной компании оценивается более $3 млрд. Ожидается профит от сделки не менее $800 млн. В ближайшие недели также будут закрыты еще несколько девяти- и десятизначных сделок.

Volocopter, другой крупный немецкий разработчик eVTOL, ведет переговоры о выходе на биржу путем обратного поглощения. Как заявил финансовый директор компании Рене Грименс, SPAC ─ «отличный вариант финансирования нашей отрасли».

Бывший генеральный директор Boeing Деннис Мюленбург назначен председателем New Vista Acquisition Corp. SPAC с активами $200 млн. ищет новую аэрокосмическую компанию, разрабатывающую eVTOL или связанные с ними технологии.

Акции государственных компаний, занимающихся этой темой, в последние месяцы резко поднялись. Стоимость Blade Urban Air Mobility, которая в декабре объявила о планах слияния с компанией Experience Investment, выросла на 60%. Акции ACIC, партнера Archer по SPAC, подскочили более чем на 25%.

Китайский разработчик EHang, который предоставляет ограниченные услуги на материковом Китае и является участником многочисленных европейских проектов по изучению воздушного пространства, с октября увеличил свои запасы почти в десять раз. Сегодня компания оценивается почти в $6 млрд.

Инвесторы, похоже, готовы финансировать начинающие компании во многих секторах. И уже можно говорить о новой отрасли, ведь разрабатывают eVTOL более 200 компаний. Доступ к легким деньгам означает, что многие из них смогут вывести продукт на рынок.

Рынок пилотов

Консалтинговая компания McKinsey & Company прогнозирует, что к 2028 году городской воздушной мобильности (UAM) может потребоваться до 60000 пилотов, хотя большинство разработчиков eVTOL планируют в конечном итоге перейти на полностью автономные летательные аппараты.

Намерение отрасли обеспечить автономные полеты создаст препятствие для найма в краткосрочной перспективе, поскольку традиционные затраты на обучение слишком обременительны для карьеры, которая может длиться всего пять лет. Следовательно, отрасль должна будет разработать «привлекательное ценностное предложение для потенциальных пилотов», которое могло бы включать субсидируемое обучение.

Хотя потребность в сертифицированных пилотах увеличит стоимость и сложность бизнеса, это может улучшить впечатление и восприятие безопасности UAM клиентами, что повлияет на желание использовать новый экзотический вид транспорта.

Похоже, летные школы для пилотов e-VTOL и электрических самолетов вскоре могут стать хорошим бизнесом.

Готовность к старту

Blade Urban Air Mobility стала первым заказчиком eVTOL Alia, заказав у Beta Technologies 20 самолетов. Новость, появилась всего через неделю после того, как UPS объявила о намерении купить до 150 таких ЛА для срочной доставки. Как и в случае с UPS, Beta планирует поставить первый самолет для Blade в 2024 году после сертификации FAA.

В декабре Blade объявила о планах выйти на биржу через объединение с Experience Investment Corp. с явной целью перехода от вертолетов к eVTOL,. Полеты Alia начнутся с 2025 года на отдельных маршрутах между выделенными терминалами Blade на северо-востоке США, где Beta согласилась предоставить инфраструктуру зарядки.

Компания не управляет парком самостоятельно, а сотрудничает со сторонними операторами для организации рейсов (в прошлом году выполнено почти 40000). Поэтому, Blade заключила соглашение с американским оператором Jet Linx Aviation, поддерживаемое акционерным капиталом Beta и стратегическим инвестором компании RedBird Capital Partners. Это позволит Jet Linx владеть и эксплуатировать ЛА Blade.

Beta планирует сертифицировать Alia в соответствии с правилами FAA, часть 23. Помимо Blade и UPS, у компании есть стартовый клиент ─ United Therapeutics, планирующий использовать eVTOL для транспортировки человеческих органов для трансплантации. Beta также имеет контракты с ВВС США в рамках программы Agility Prime.

В декабре 2020 сервис бронирования Blade заявил, что станет публичным. Сделка с Experience Investment Corp. должна завершиться в первой половине 2021 года и предоставить сотни миллионов долларов для стратегических приобретений. Она укрепит позиции компании в качестве ведущего поставщика услуг UAM с общей оценкой $825 млн.

Компания получит краткосрочные и среднесрочные инвестиции в размере около $300 млн., которые помогут расширить присутствие на северо-востоке, западном побережье США, а также на новых рынках, которые могут включать Ванкувер, Джакарту и Токио. Blade также расширила свою деятельность в Индии и создала новое подразделение Blade MediMobility, специализирующееся на транспортировке органов.

Объявление Blade последовало за передачей Uber собственного подразделения UAM (Uber Elevate) Joby Aviation, намеренной сертифицировать и начать эксплуатацию своего воздушного такси S4 к 2023 году. Это дало возможность Blade закрепить свои позиции в Нью-Йорке и Северо-Восточном коридоре.

Компания прогнозирует, что ее выручка увеличится более чем вдвое после 2025 года и что к 2026 году eVTOL смогут обслуживать некоторые более длинные маршруты, такие как Нью-Йорк ─ Бостон (187 миль) и Нью-Йорк ─ Вашингтон (чуть больше 200 миль).

Кажется, что рынок уже не замечает успехов традиционных вертолетов и их производителей. Их пока мало, но в последние годы появились уникальные модели, которые постепенно становятся основными в ключевых секторах.

Средний возраст эксплуатируемых вертолетов превышает 25 лет. Как только закончится пандемия, рынок начнет расширяться, придут инвесторы. Появится спрос на новые вертолеты, пилотов, которые смогут ими управлять, и техников, которые будут их обслуживать.