Рост интереса к легким: новый виток конкуренции

Среди операторов отчетливо прослеживается увеличение интереса к легким и суперлегким машинам. На хорошо известные модели ставится новое пилотажное оборудование, полным ходом идет разработка новых типов и внедрение новых возможностей с прицелом на VIP-клиентов. Это и итальянский G-250, и HX50, и наш VRT500, которые создаются при участии специалистов из самых разных стран.

Прокачка и адаптация техники к более требовательной группе клиентов, неожиданные слияния компаний ─ это неизбежные следствия длительного кризиса. Рынок реагирует молниеносно, начиная постепенно принимать новые и обновленные модели. Как это отразится на статистике продаж в отрасли, покажет время. А пока и старые, и новые игроки полны надежд на лучшее.

Автоматизированный полет

Компания Robinson планирует интегрировать передовую систему автоматизации полета Skyryse в R66, что позволит практически любому человеку безопасно управлять вертолетом с помощью планшета и джойстика не хуже профессионального пилота.

Согласно Skyryse, Robinson является одним из пяти OEM, с которыми технологическая компания из Лос-Анджелеса установила партнерские отношения. Названия других не раскрываются, но заявлено, что в общей сложности они поставляют на рынок более половины летательных аппаратов АОН.

«Индустрия АОН вот-вот изменится навсегда», ─ заявил в пресс-релизе основатель и генеральный директор Skyryse доктор Марк Гроден. «Наша миссия ─ дать каждому возможность летать так же безопасно, как это делают самые опытные пилоты в мире. Наши технологии откроют новую эру мобильности, от тушения пожаров в отдаленных районах до облегчения движения транспорта в многолюдных городах».

Skyryse заявила, что ее аппаратное и программное обеспечение для беспроводного управления может быть интегрировано в любую технику. Компания проводит летные испытания оборудования и на R44. Пока для управления используется Apple iPad, но в готовом продукте будут «сертифицированные для авиации сенсорные экраны».

Согласно Skyryse, его технология защищает пилота от выхода за пределы диапазона допустимых скоростей и высот полета. Она оснащена системой предотвращения столкновений с местностью и препятствиями и может безопасно управлять вертолетом в аварийных ситуациях, в том числе при сбоях питания.

Как сообщила компания, в сентябре вертолет был успешно испытан на режиме авторотации без вмешательства пилота. В октябре Skyryse получила дополнительное финансирование в размере $200 млн. от Fidelity Management & Research Company и Monashee Investment Management.

Skyryse также привлекла двух новых советников для руководства сертификацией FAA. Речь идет о ее бывшем главе Майкле Хуэрте и бывшем председателе NTSB Крисе Харте, подчеркнувших, что технология Skyryse может существенно повысить безопасность полетов.

Дальнейшая глобализация Вертолетов России

Сингапурская компания Aeroter договорилась со шведами о поставках российского легкого VRT500, недавно сменившего бренд. По соглашению эксклюзивным продавцом инновационного вертолета в ближайшее пять лет будет шведская Savback Helicopters. Она же будет обслуживать торговые представительства в Норвегии, Дании и Финляндии.

Как стало известно, генеральный директор Aeroter Александр Охонько планирует начать поставки VRT500 с 2024 года. Целью компании является 10%-я доля рынка однодвигательных газотурбинных вертолетов в период до 2042 года включительно. Тестовые полеты прототипа начнутся в 2022 году в Италии совместно с Vertex Aero srl. Точное место для линии конечной сборки будет определено в ближайшее время.

Оснащенный двигателем Pratt & Whitney PW207V, вертолет рассчитан на скорость до 250 км/ч, дальность полета до 900 км, и полезную нагрузку до 800 кг. VRT500 будет оснащен авионикой нового поколения от Thales. Универсальная соосная конструкция увеличивает безопасность полетов, дает возможность приземляться на меньшей площади и отвечает требованиям для перевозки шести пассажиров, что привлекательно для VIP-использования.

В прошлом месяце Aeroter выбрала швейцарскую компанию Bruner Elektronik для создания симулятора на основе полномасштабного симулятора смешанной реальности Novasim VR. Компактный инновационный тренажер будет использоваться для демонстрационных и тестовых полетов вертолета на торговых выставках и производственном предприятии Aeroter в Италии. Компания ожидает сертификации EASA в 2024 году. А пока первые 20 машин уже проданы клиентам из Европы и Азии.

Итальянцы и шведы создадут сверхлегкий вертолет

Шведская Savback и итальянская GHT работают вместе над уникальным продуктом, который, по их мнению, изменит взгляды на владение и обучение полетам на сверхлегких вертолетах.

Частные семейные компании переосмысливают концепцию сверхлегкого вертолета, используя лучшие элементы итальянского автомобильного дизайна и десятилетия опыта шведов в создании винтокрылых конструкций.

Новый вертолет с обтекаемым корпусом и роскошной отделкой салона, включая спортивные сидения и кожу от собственного поставщика Ferrari, копирует современные автомобильные тенденции. В результате получится летательный аппарат с газотурбинным двигателем, способный летать куда угодно, оснащенный новейшей авионикой и поразительным, компактным дизайном. Уникальная в своем классе FADEC обеспечит эффективность и надежность турбовального двигателя наряду с высокими характеристиками:

  • скорость свыше 100 узлов (185 км/ч);
  • дальность 255 морских миль (472 км).

Благодаря сотрудничеству с командой Savback Helicopter Team, модель изменила свой внешний вид и дизайн. В фюзеляж были внесены изменения, показавшие отличные результаты в аэродинамической трубе и в ходе летных испытаний. Использование высококачественной отделки позволило создать очень элегантный и эффективный кокпит. В оснащении будут передовые системы связи, наблюдения и безопасности.

Как общается, вертолет будет предлагаться по конкурентоспособной цене и станет доступен для покупки в ближайшее время.

Новый комплекс авионики

Этим летом новейший комплект авионики FlytX разработки Thales совершил свой первый испытательный полет на борту вертолета Cabri. Тестовая кампания продлится до 2022 года с целью оптимизации функциональности пакета.

В состав FlytX входят от 1 до 4 широкоформатных 15-дюймовых экранов, поэтому он может быть адаптирован ко всем сегментам вертолетного рынка, включая новые проекты и программы модернизаций.

К данному времени, комплект авионики выбран Airbus Helicopters и Агентством оборонных закупок Франции (DGA) для оснащения легкого вертолета Guépard. а Его одноэкранный вариант VR-Technologies выбрала для VRT500. Кстати, успех на программе Cabri ускорит сертификацию вертолета российской разработки.

FlytX разработан с учетом повышения безопасности за счет снижения рабочей нагрузки и увеличения ситуационной осведомленности экипажа. Он имеет пользовательский интерфейс последнего поколения. Дизайн ориентирован на экипаж, он кибербезопасен и легко взаимодействует с другими участниками авиационной экосистемы. FlytX компактен и легок, а его энергопотребление на 40% меньше, чем у существующих комплексов авионики.

Лидер продаж

Стоит также добавить пару слов о пятиместном HX50/HC50, разрабатываемом британской Hill Helicopters. Ключевое отличие этого предложения в том, что покупателям придется непосредственно участвовать в сборке. HX50/HC50 будет представлен в экспериментальной категории, а на рынке должен появиться уже в 2023 году. Причем, он предлагается с гарантией 5 тыс. часов «от носа до хвоста» по фантастической цене $665 тыс. Это вдвое дешевле R66!

Неудивительно, что свыше 200 штук уже продано. Жаль, что для коммерческих операций его использовать будет нельзя. Все остальное присутствует в полной мере. Это автомобильный дизайн, компактный и мощный двигатель, инновационная авионика и премиальные материалы отделки.

Современные компоненты и конструкция газового тракта обеспечивают высокий КПД для турбины. Выдающиеся характеристики и рабочий диапазон компрессора и турбин сочетаются с эффективной и надежной трехкамерной системой сгорания с низким уровнем риска, резервированием пламени и гибкой подачей топлива.

Тяжелая коробка передач заменена стартер-генератором с прямым приводом, чтобы резко снизить стоимость и механическую сложность двигателя. Широкое использование дублирующих электрических компонентов и модульная конструкция упрощают установку и обслуживание основных компонентов. Двигатель полностью управляется электроникой. FADEC собственной разработки обеспечивает безотказный, быстрый запуск и останов, точное управление частотой вращения, оптимальный контроль и управление агрегатом.

Разработанный с нуля дизайн делает полет роскошным во всех смыслах. Великолепная аэродинамика внешних форм прекрасно сочетается с изысканным комфортом интерьера. Прочные композитные материалы позволяют использовать большие окна и люки для панорамных видов, добавляя к общему удовольствию от полета повышенную безопасность.

Полностью переработанные органы управления сочетают коллектив с удобными дифференцированными рабочими переключателями, как на больших вертолетах. Такая конструкция позволяет добавить подлокотник, который значительно повышающий комфорт пилота. Интегрированный интерфейс пилота (IPI) в форме шайбы расположен под рукой, поэтому позволяет просто управлять навигацией, автопилотом и связью.

Для второго пилота доступен полный набор двойных средств управления. Кабина и комплект авионики включают возможности подключения iPad. Каждое сиденье из двухцветной кожи наппа оснащено хранилищем для напитков и гаджетов, портами USB и четырехточечными ремнями безопасности.

Держатели для гарнитуры и гнезда для гарнитур Bose ANR встроены в подголовники. Задние сиденья приподняты, обеспечивая пассажирам идеальный вид. Климат-контроль и возможность подключения по Bluetooth предусмотрены по всей кабине.

Так и хочется, перефразируя известную поговорку, сказать: «Вертолет ─ не роскошь, а средство передвижения». Но здесь все органично. Это действительно прекрасный вариант для личного или корпоративного использования. И в этой нише с ним точно будет сложно конкурировать.