Рынок двухдвигательных вертолетов: почти без движения

К сожалению, уже не первый год подряд приходится констатировать вялое состояние сектора средних и тяжелых вертолетов. И хотя западные аналитики пытаются обнадежить отрасль осторожными благоприятными прогнозами, о реальном восстановлении рынка говорить пока рано.

Как это было и пару лет назад, сегодня наиболее активны американские и европейские рынки. Там операторы потихоньку начинают больше летать. В целом картина позитивная, но это не связано с основным драйвером отрасли. Нефтегазовая отрасль по-прежнему в стагнации, и на ситуацию до сих пор сильно влияет пандемия.

У основных производителей дела не намного лучше. Даже Airbus вынужден затыкать дырки легкой техникой, потому что продажи средних вертолетов почти застыли, а незначительные подвижки заметны только на вторичке.

С другой стороны, у Kaman заказывают новые вертолеты, Leonardo даже представляет VIP-новинку на базе своего многострадального конвертоплана, а Savback разворачивает новую бизнес-модель, рассчитанную на рост корпоративного сектора. А это значит, надежда увидеть лучшие времена все-таки есть.

Положительная динамика?

В конце 2020 года Aero Asset констатировала оживление после четырех кварталов спада подряд. Этому способствовали высокие темпы транзакций, расширение портфеля ранее размещенных сделок и развертывание программ вакцинации.

Поскольку во втором квартале года COVID-19 рос, объем розничных продаж бывших в употреблении двухмоторных вертолетов упал вдвое. Но рынки продемонстрировали невероятную устойчивость во второй половине 2020-го. При этом, количество розничных продаж было примерно одинаковым по сравнению с 2019-м.

В прошлом году количество бывших в употреблении единиц розничной продажи выросло на 10%. Было совершено наибольшее количество розничных сделок за последние четыре года. Коэффициент поглощения по всем моделям и классам оставался неизменным: 20,5 месяцев (21 месяц в 2019 году).

Устойчивость весовой категории

В сегменте тяжелых вертолетов лучшие показатели у Sikorsky S-92 и Airbus H225. В 2020 году на долю этих тяжеловесов приходилось 12% завершенных продаж и 20% совокупной стоимости сделок. На средние двухмоторные вертолеты

пришлось 30% всех продаж и почти 40% общей стоимости сделок. В 2020 году 40% всех сделок касалось Leonardo AW139.

Всего в 2020-м было продано 143 вертолета, что на 10% больше, чем годом раньше. В денежном эквиваленте розничные продажи выросли на 16% (до $516 млн.). На конец года было выставлено на продажу 245 единиц на сумму примерно $941 млн., что на 8% процентов больше, чем в 2019-м.

Неоправданные надежды

В отчете за второй квартал текущего года та же Aero Asset указывает, что объем розничных продаж бывших в употреблении двухмоторных вертолетов увеличился на 15%. Но портфель сделок во втором квартале сократился на 35% по сравнению с первым.

Отстававшая в прошлом году от Европы Северная Америка лидировала по объему транзакций. На нее пришлась половина сделок с бывшими в употреблении двухмоторными машинами. Объем продаж вертолетов в конфигурации VIP стал лидером, показав рост на 40% в годовом исчислении

Самым востребованными были AW109S/SP и H145. Розничные продажи средних двухмоторных вертолетов выросли на 25%, однако продажи тяжелых в тот же период резко упали.

Неизменность тенденций

Согласно отчету за третий квартал, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается сокращение поставок бывших в употреблении двухмоторных вертолетов и стабильный объем розничных сделок.

Многие вертолеты были сняты с рынка и возвращены в эксплуатацию, что привело к сокращению предложения на 24% (до 196 единиц) по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. С начала года на розничном рынке продано 98 бывших в употреблении двухмоторных вертолетов на общую сумму $263 млн. Это говорит о падении активности розничных продаж на 26% в годовом исчислении.

Продажи двухмоторных вертолетов в конфигурации VIP выросли на 8%. Это самый благополучный сегмент на сегодня. Количество незавершенных сделок снизилось на 24%, но оставалось на 23% выше по сравнению с третьим кварталом 2020-го.

Северная Америка с начала года была наиболее результативным регионом, на который приходилась треть всех розничных транзакций. На сегодняшний день на рынке бывших в употреблении двухмоторных вертолетов лучше всего покупаются H145, AW109S/SP и S76C +/C ++.

Активность операторов резко росла в первом квартале 2021 года. В третьем квартале в Северной Америке было совершено 256 126 полетов вертолетов, что

на 36% больше, чем в прошлом году. В третьем квартале в Европе было совершено 192 976 полетов вертолетов, что на 23% больше, чем годом ранее. В Южной Америке наблюдалось наибольшее увеличение числа полетов ─ на 55%!

Вертолетный рынок до сих пор напоминает катание на американских горках. В условиях низкой активности рынка OEM пытаются оживить спрос новыми предложениями.

В прошлом году Airbus Helicopters получила всего четыре заказа на H225 Super Puma и ни одного заказа на суперсредний H175. Но концерн по-прежнему претендует на увеличение доли глобального портфеля заказов на гражданские вертолеты, которая была значительно сокращена пандемией.

По словам генерального директора Airbus Helicopters Бруно Эвена, общий годовой объем заказов (289 вертолетов) снизился на 20% по сравнению с 2019 годом. Airbus поставил в общей сложности 300 вертолетов, что на 10% меньше, чем годом ранее.

Эвен охарактеризовал 2020 год как «год устойчивости и контрастов». По его словам, компания, скорее всего, почувствует на себе влияние падения заказов в 2022 году. Основные надежды предприятия в Мариньяне связаны с заказом восьми H225M для вооруженных сил Франции. Все четыре бронирования, которые Airbus получил на Super Puma в 2020 году, были зарегистрированы в Японии. Другие потенциальные клиенты откладывают свои решения об обновлении автопарков.

Отсутствие заказов на H175 объясняется продолжающимся спадом на рынке нефти и газа. Тем не менее, в Airbus смотрят на ситуацию с оптимизмом, полагаясь на большой суммарный налет (свыше 40000 часов) и продолжающуюся работу над противообледенительными возможностями, которые должны появиться в 2023 году.

Инвестиции в инновации

Увеличение доли рынка стало результатом инвестиций Airbus в инновации. Речь идет о 11 заказах на новый H160 и 31 заказе на NH90. По словам Эвена, он «нисколько не разочарован» уровнем активности вокруг H160 и особенно рад, что теперь получил клиентов из каждого из секторов (VIP, EMS, нефтегаз, военная и национальная безопасность).

Более того, он отмечает низкий уровень отмены заказов, что является «сильным сигналом» со стороны клиентов. При этом, восстановления в краткосрочной перспективе не ожидает, поэтому уровень инвестиций в НИОКР будет сохранен.

Kaman Air Vehicles объявила о подписании соглашений с операторами из США и Канады о покупке двух K-MAX. Поставки ожидаются в четвертом квартале 2021 года. Также Kaman продолжает совершенствовать свою беспилотную систему

TITAN, проводя летные испытания на K-MAX Корпуса морской пехоты США.

Как сообщается, БПЛА с модернизированными автономными системами успешно продемонстрировал возможности новых технологий. Воздушная система TITAN может быть установлена ​​на новых и существующих коммерческих K-MAX после сертификации FAA.

Новый бренд

Leonardo объявила о запуске новой инициативы, направленной на укрепление лидирующих позиций на рынке VIP и корпоративных вертолетов. Полноразмерный макет AW609, предназначенный для этих целей, уже выставлялся возле терминала Casa Agusta в Дубае.

Так Agusta становится брендом, который воплощает в себе отличительный дизайн, технологии и философию обслуживания, а также ценности компании в сфере винтокрылых транспортных средств для руководителей.

Как сообщается, новые решения затрагивают специализированное операционное обслуживание, конфигурации интерьеров и компоновки, а также индивидуальные возможности в секторе VIP-перевозок. Все это будет предлагаться под девизом «скорость и элегантность», полвека отличающим продукцию Agusta.

Имея более 40% рынка поставленных многомоторных VIP-вертолетов, Leonardo является бесспорным лидером в этом секторе. Кроме того, модульный терминал Casa Agusta, специально построенный для Expo 2020, будет использоваться Falcon Aviation Services для предоставления услуг экстра-класса.

Экологичная и мобильная концепция терминала с адаптируемым пространством и зонами для бизнеса и отдыха будет поддерживать развитие городских и междугородних перевозок.

Корпоративные вертолеты в тренде

Шведская Savback Helicopters объявила о новой, «независимо ориентированной» бизнес-модели. После открытия офисов в Великобритании, Италии и Словакии, компания внимательно изучает требования и привычки клиентов, чтобы рекомендовать им лучшие вертолеты. В рамках новой стратегии Savback планирует стать связующим звеном между клиентами, операторами и OEM, поэтому мониторит рынок.

Корпоративное усиление Savback является ответом на обнадеживающий всплеск спроса на подержанные вертолеты, наблюдаемый с лета 2020 года. По их данным, за последние 12 месяцев продажи двухдвигательных машин увеличились в связи с ростом поддержки инфраструктурных проектов нефтегазовой отрасли, ветряных электростанций и специальных миссий. И они считают, что 2022 год в Северной Америке и Европе должен выглядеть еще сильнее.

В целом, последние два года рынок стабилен, хотя и остается на низком уровне по объему транзакций. Наибольший рост заметен в корпоративном и VIP секторе. Одна из причин — географическое растекание операционной деятельности основных заказчиков, глобальное филиальное дробление офисов. В свою очередь ключевые производители вертолетной техники и бортового оборудования продолжают развивать новые технологии и продукты, что некоторыми экспертами оценивается как косвенный признак скорого восстановления.