Стрелка компаса – на Восток

Середина и конец прошлого года дали немало поводов для обсуждения вопросов сотрудничества России и Китая по вертолетной тематике. По ряду вопросов из области деклараций о намерениях партнеры перешли к практическим договоренностям.

 

Тяжеловес не может ждать

Одним из наиболее ожидаемых событий стала демонстрация на международной выставке Airshow China 2021 в Чжухае (КНР) с сентября по октябрь эскизного проекта и основных ТТХ будущего совместного российско-китайского тяжелого вертолета AC332 (проект AHL – Advanced Heavy Lifter). Период разного рода согласований по перспективному воздушному судну, длившийся 13 лет, подходит к концу. Между тем срок реализации проекта составит еще примерно столько же.

При этом российская сторона будет заниматься разработкой трансмиссии, рулевого винта, противообледенительной системы вертолета, про который известно, что его максимальная взлетная масса составит 38,2 тонны, а максимальная скорость – 300 километров в час.

Дальность полета винтокрылой машины составит 630 километров, практический потолок – 5700 метров. Внутри фюзеляжа можно будет разместить груз весом 10, а на внешней подвеске – 15 тонн. Силовая установка, согласно первоначальных планов, будет представлена двумя двигателями Д-136 от АО «Мотор-Сич».

С прицелом на ремоторизацию

И развивая российско-украинский двигательный аспект, Китай объявил о покупке 100 российских двигателей ВК-2500 для вертолетов Ми-171. В планах Пекина стоит обновление силовой установки на своих Ми-171, с проведением замены украинских двигателей ТВ3-117 на российские моторы. В России для серийного выпуска вертолетных моторов построили новый завод, на котором ежегодно планируют выпускать по 500 агрегатов, часть из которых пойдет на экспорт.

Российские усовершенствованные турбовальные двигатели ВК-2500ПС-03 по многим параметрам превосходят ТВ3-117. Помимо всего прочего они могут использоваться в высокогорных условиях и при экстремально низких температурах (до минус 60 градусов Цельсия), обеспечивать полет вертолета на высоте около шести километров, а техосмотр такого мотора можно проводить в два раза реже.

Высокогорный боевой транспортник

Высокогорье, еще один повод для совместных усилий России и Китая по качественному обновлению парка винтокрылых машин. И здесь показателен контракт на поставку в КНР 18 российских вертолетов Ми-171Ш Storm, который должен завершиться в нынешнем, 2022 году.

По словам главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Дмитрия Шугаева модернизированный Ми-171Ш получил улучшенные летно-технические характеристики за счет новой силовой установки и нового несущего винта.

Транспортно-штурмовой вертолет Ми-171Ш Storm предназначен для перевозки личного состава (до 37 десантников), транспортировки грузов и техники внутри грузовой кабины или на внешней подвеске, десантирования тактических воздушных десантов, высадки разведывательно-диверсионных групп, уничтожения наземных объектов и перевозки раненых.

«Ми-171Ш используются в латиноамериканских странах в условиях высокогорья, в частности в операциях по борьбе с наркотрафиком, также они применялись на Ближнем Востоке для борьбы с террористическими группировками», – рассказал Шугаев.

Морской штурмовик по традиционному рецепту

Палубные вертолетные флота обеих стран имеют значительную потребность в эффективных машинах. Российский опыт оснащения кораблей вертолетной техникой имеет богатую историю. Это подтверждается довольно быстрой адаптацией боевых вертолетов Ка-52 для базирования на вертолетоносце «Мистраль».

В свою очередь опыт эксплуатации Китаем стоящих на вооружении первого десантного судна Type 075 транспортных вертолетов среднего класса Z-8 показал, что они не обеспечивают ему необходимой наступательной мощи. А впереди поставки флоту еще нескольких кораблей подобного типа, которые предполагается оснастить штурмовыми вертолетами Wuzhi-10, которые при достойной «высокогорности» имеют ограничения по дальности полета над морем.

Потребности КНР вполне может удовлетворить морская версия российского «Аллигатора» Ка-52К, имеющего боевой радиус 250 морских миль и максимальную дальность полета 1200 километров. Благо палубная авиация ВМС Китая имеет обширный опыт использования вертолетов Ка-28 и Ка-31, и летчики смогут быстрее переучится для пилотирования модели Ка-52К. Таким образом, для КНР, планирующей развитие морского десантного флота и производство своих штурмовых морских вертолетов, российский опыт и техника придутся как нельзя кстати.

Вероятность велика

Именно к такому выводу пришли аналитики американского издания The National Interest (NI). Эксперты журнала обратили внимание на сообщения о планах Китая закупить партию военно-морских вертолетов Ка-52К с целью подробного изучения их технических характеристик. Предположение о возможных закупках авиационной техники возникло после того, как журналисты из Китая посетили российский завод по производству вертолетов Ка-52 «Аллигатор».

И конечно, в свете растущей глобальной поляризации по линии США-Китай последнее время СМИ преподносят достаточно много информации, зачастую основанной на слухах, о планах взаимного обмена ресурсами и технологиями России и Китая. Как пример, недавний информационный шум о возможной продаже России Китаем нескольких боевых судов океанского класса. Разумеется, сотрудничество двух стран в вертолетной отрасли, описываемое наблюдателями, выглядит более предметным. Вместе с тем, технологическое сотрудничество двух стран, согласование взаимных интересов в сфере военных инноваций никогда не отличалось определенностью и вряд ли когда-либо будет походить на благостную картинку, но в последние годы точек соприкосновения между странами становится все больше и это дает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество России и КНР.

Николай Коробов