В легком классе России обновление

В начале ноября 2021 года впервые поднялся в небо модернизированный Ка-226Т — первый российский вертолет, чья конструкторская документация выполнена в «цифре». С этого момента на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» стартовали летные испытания воздушного судна.

Стоит отметить, что в статике вертолет был показан на МАКС-2021, а его первая международная презентация состоялась в ОАЭ, на Dubai Airshow 2021. Чем же примечателен бывший служебный середнячок, получивший начинку и обводы фюзеляжа как летательный аппарат бизнес класса?

Крепкий малыш

Это уже четвертая модернизация многоцелевого вертолета Ка-226, предназначенного для перевозок пассажиров (грузов) в пассажирской (транспортной) кабине и других авиационных работ. Ка-226Т значительно отличается от предыдущих моделей 226-го семейства. Воздушное судно имеет новую конструкцию планера с существенно улучшенной аэродинамикой. Фюзеляж изготовлен с применением современных облегченных материалов, модернизирована система управления и электрическая система вертолета, установлена ударопрочная авариестойкая топливная система, соответствующая повышенным требованиям безопасности. При этом увеличен объем топливных баков с обеспечением централизованной заправкой топливом.

Модель 226Т оснащена газотурбинными двигателями Arrius 2G1 французской компании Safran взлетной мощностью 580 л.с. (705 л.с. на чрезвычайном режиме) разработки в паре с главным редуктором ВР-226Н. При отказе одного из двигателей вертолет может совершать взлет и посадку без потери грузоподъемности.

Внешне конструкция вертолета полностью соответствует Ка-226. Статический потолок составляет 4600 м, практический — 6100 м. Благодаря более мощной силовой установке максимальная взлетная масса вертолета возросла с 3400 до 3600 кг (с внешней подвеской — до 3800 кг).

С точки зрения дальнейших перспектив семейства Ка-226 важным моментом является разработка в России нового турбовинтового двигателя ВК-650В. Это не только обеспечит защиту отечественного авиапрома от санкционных мер Запада, но и даст вертолету более мощную силовую установку. В настоящее время уже проводятся испытания первого двигателя-демонстратора ВК-650В. До конца 2021 года будет изготовлено три опытных образца, а в 2024 должна быть подтверждена готовность к серийному производству двигателей.

«Альпинист» с низкой стоимостью летного часа

Отлично зарекомендовавшая себя соосная схема несущих винтов, обеспечивает хорошую управляемость в условиях разреженного воздуха, устойчивость к сильному боковому ветру, высокую скороподъемность, возможность взлета и посадки на площадки, расположенные на больших высотах. Также вертолет Ка-226Т высокоэффективен при полетах над водной поверхностью.

Современный комплекс пилотажно-навигационного оборудования, опциональная кислородная система для высотных полетов, а также способность осуществления посадок на палубу и полетов над морем делают Ка-226Т перспективным универсальным легким вертолетом, с ожидаемой стоимостью обслуживания летного часа в пределах $235-265.

И, все же, главной особенностью новой винтокрылой машины является ее адаптация к полетам в высокогорье, на это намекает и рабочее название машины «Альпинист». Новый планер имеет улучшенные аэродинамические характеристики, фюзеляж изготовлен из современных легких материалов. Ка-226Т получил новые колонку несущего винта, лопасти и главный редуктор.

Заменит несколько вертолетов

Несомненно, Ка-226Т — образец эргономики и компактности. В частности, на машинах используется складывание лопастей для ангарного хранения на кораблях. Вообще Ка-226Т — это многоцелевой вертолет модульной конструкции, предназначенный для проведения работ широкого спектра в различных труднодоступных районах, а также в условиях высокогорного, арктического, пустынного климата и на море. Кстати, по эргономике по мере эволюции машины были исправлены отдельные конструктивные недочеты, которые так сильно портили кровь первым служебным эксплуатантам Ка-226. Хочется надеяться, что эта работа будет продолжена.

Область эксплуатации вертолета и сегодня включает в себя задачи транспортировки грузов (до полутора тонн), перевозки пассажиров (7 человек), проведения десантные и спасательных операции, поисковых работ. Установить нужный модуль способна небольшая группа людей в течение часа. Однако служебная специфика вертолета благодаря модернизации может быть успешно расширена до коммерческого использования.

Основное отличие всех вертолетов Ка-226 — съемная грузовая кабина, которая может отстыковываться и заменяться. Заказчику не нужно приобретать несколько вертолетов под разные цели: просто замените кабину — вертолет

идеально подойдет под ваши нужды. Для замены модуля необходимо лишь два механика и несколько часов. Модульную концепцию, унаследованную от Ка-26 и примененную для нового турбированного вертолета, долго и не без оснований критиковали. Однако постепенно это решение — благодаря использованию современных легких материалов — превращается в уникальную конкурентную опцию, аналогов которому нет на рынке.

Кабина может быть переоборудована в десантный или грузовой, а также в военно-медицинский вариант: там ставятся носилки для больных и различное медицинское оборудование: дефибрилляторы, аппараты ИВЛ, газоанализаторы. Еще в 2011 году на выставках HeliRussia и МАКС-2011 Ка-226Т демонстрировался со специальным медицинским модулем. Он способен быстро доставить медиков в труднодоступные места (в том числе на морские платформы) и эвакуировать пострадавших. Специальное оборудование позволяет оказывать медицинскую помощь непосредственно в момент транспортировки. Для Ка-226Т нужна сравнительно небольшая площадь посадки (15×15 метров), что также дает ему преимущества при проведении спасательных операций.

Впереди «серия» с техническим сопровождением

Как ранее сообщал вице-премьер Юрий Борисов, начало производства Ка-226Т запланировано на ближайшее время. Согласно подписанному в 2015 году соглашению, холдинг «Вертолеты России» организует поставки в Индию и локализацию производства в этой стране российского вертолета Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц. Соглашение также предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения.

Серийное производство модернизированного вертолета Ка-226Т планируется начать в 2022 году на Улан-Удэнском авиационном заводе в кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием.