eVTOL: переход в практическую плоскость

За несколько лет отрасль eVTOL заметно подросла, наметились признаки отраслевого взросления. Сегодня не удивляются новациям и премьерам, наряду с ними оживают смежные отрасли, устанавливаются более тесные контакты с производителями оборудования, идет активная разработка и адаптация инфраструктурных проектов.

Бизнес-практики пытаются нащупать коммерческий нерв будущей транспортной сети, способы его масштабирования и алгоритмы его встраивания в существующую транспортную систему. Время ярких, ничем не подкрепленных презентаций проходит. Место дизайнеров и организаторов питч-сессий занимают люди с опытом реальных транспортных проектов, разработчики оборудования и систем, способные дать прорывным идеям реальное наполнение.

К проекту NASA подключаются разработчики

Австрийская Frequentis, глобальный разработчик и поставщик коммуникационных и информационных систем в сфере управления воздушным движением и компания из Колорадо Unmanned Experts, ведущий мировой специалист в области автономной робототехники, официально присоединились к проекту NASA Advanced Air Mobility (AAM).

Компании добавят свой опыт в миссию, направленную на поддержку развивающихся рынков eVTOL, интеграцию городской воздушной мобильности (UAM) в транспортную и систему воздушного пространства США.

Frequentis (ключевой акционер «Единого неба Европы») активно участвует в проектах (например, GOF2.0), направленных на решение проблемы безопасной интеграции eVTOL. В этом проекте компания будет играть ключевую роль, отвечая за развертывание цифровой платформы управления информацией MosaiX SWIM и подключение партнерских систем к системе NASA.

Данная платформа способна преобразовывать данные в формат, требуемый NASA, что обеспечит их упрощенный обмен. Это поможет экосистеме UAM (городской аэромобильности) достичь уровня зрелости и обеспечить гибкую автоматизацию. Наработки также будут использоваться в программе Agility Prime ВВС США (разработка боевых VTOL). В ближайший год планируется проводить полеты в реальном времени, причем в репрезентативном воздушном пространстве по реалистичным сценариям.

Frequentis предлагает комплексное решение UTM (автоматизированная цифровая инфраструктура и набор услуг для организации безопасных полетов БАС в воздушном пространстве на небольшой высоте), включающее управление

воздушным пространством, автоматическое и ручное утверждение полета, регистрацию операторов и дронов, управление эшелонированием, пропускной способностью и наблюдением, а также интеграцию с системой ОрВД.

Unmanned Experts является ведущим экспертом в новых областях автономной робототехники, роев, UTM и массовых данных, а также обладает огромным опытом в области традиционных систем БЛА.

Коммерческие маршруты

Volocopter и Kakao Mobility проведут исследование UAM в Южной Корее, в ходе которого будет определен список потенциальных коммерческих маршрутов, эксплуатационных возможностей и бизнес-моделей, необходимых для превращения операций eVTOL в реальность.

Компании надеются, что исследование заложит основу для запуска сервисов в стране к 2025 году. Ожидается, что результаты будут обнародованы в феврале 2022 года.

Kakao Mobility — создатель приложения Kakao T, которое предлагает услуги, связанные с мобильностью, такими как вызов такси, совместное использование электрических велосипедов, бронирование транспорта и парковок, а также навигация. Компания имеет глубокое понимание схем трафика и потребностей клиентов на корейском рынке мобильной связи.

Volocopter недавно провела два публичных тестовых полета eVTOL, получившего одобрение EASA, в аэропортах Кимпхо и Инчхон в Сеуле. Партнерство позволит использовать существующую сеть городской наземной мобильности Kakao Mobility и адаптировать ее сильные стороны для городской воздушной мобильности.

Сеть вертопортов в Лос-Анжелесе

Оператор беспилотных систем Skyports и LAZ Parking, одна из крупнейших парковочных компаний в Соединенных Штатах, договорились о разработке и развертывании площадок для такси eVTOL в Лос-Анджелесе.

А в октябре британская компания оформила отношения с SEA Milan Airports, предусматривающие развитие и эксплуатацию сети вертопортов в Италии. Компания также заключила подобные соглашения с партнерами в Лондоне, Малайзии и Японии.

Компьютеры для управления полетами

Thales и Diehl Aerospace разработают компьютеризированные системы управления полетом для воздушного такси CityAirbus NextGen, которое Airbus надеется сертифицировать к 2025 году.

Компании создадут две вычислительные системы, которые будут интегрированы в разную архитектуру согласно требованиям EASA. Thales будет отвечать за основной компьютер управления полетом, а Diehl создаст дополнительный.

Второй независимый компьютер управления полетом будет отслеживать данные основной системы, а также сможет взять на себя управление полетом при необходимости. Это должно способствовать укреплению доверия к UAM. Как сообщается, их усилия будут поддержаны государственным финансированием Франции и Германии соответственно.

Четырехместный CityAirbus NextGen будет иметь дальность полета 80 км и крейсерскую скорость 120 км/ч. Показатели менее амбициозны, чем у конкурентов, но достаточны для внутригородских миссий. Airbus рассчитывает совершить первый полет прототипа в 2023 году.

Законодательные инициативы в США

Палата представителей США приняла законопроект, нацеленный на сектор передовой воздушной мобильности (AAM). «Акт о продвинутой координации и лидерстве в области воздушной мобильности» призывает к созданию межведомственной рабочей группы, чтобы помочь федеральному правительству разработать стратегию по продвижению AAM.

Ранее в этом году аналогичный билль был принят на рассмотрение Комитета Сената США по торговле, науке и транспорту. Если Сенат примет свою версию, Палата представителей сможет принять этот законопроект или будет пытаться разрешить разногласия. Как только законопроект примут обе палаты, он будет передан президенту на подпись.

После подписания в течение 120 дней будет создана межведомственная рабочая группа, состоящая из руководителей ключевых правительственных агентств, которые, проанализируют и дадут рекомендации относительно роли, которую федеральное правительство должно играть в секторе AAM.

Помимо сертификации ЛА, группа сосредоточится на финансовых и кадровых вопросах, потенциальных физических и цифровых угрозах безопасности, а также развитии инфраструктуры. При разработке рекомендаций рабочая группа будет консультироваться с заинтересованными сторонами, включая операторов, производителей, аэропорты, государственных, местных чиновников, группы потребителей и службы быстрого реагирования.

Палата также приняла Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места, который предлагает вложить $550 млрд. в инфраструктуру и модернизацию транспортных систем США.

Это включает $500 млн. для аэропортов АОН, а также 5 миллиардов для FAA в течение следующих пяти лет на вышки и средства УВД. Около 100 миллионов будет ежегодно выделяться на демонстрации «технологий умного города». Сенат также принял этот закон в августе, поэтому он готов к подписанию президентом.

Таким образом, в США новый сектор транспорта становится неотъемлемой частью официальной экономической и промышленной политики.

Площадки в Британии

Испанская Ferrovial, специализирующаяся на проектировании, строительстве и управлении инфраструктурными объектами, объявила о планах построить сеть из более чем 25 вертопортов в Великобритании.

В рамках проекта будут созданы специальные площадки для взлета, посадки и перезарядки eVTOL. Ожидается, что вертопорты будут интегрированы с другими видами транспорта, чтобы лучше связывать британские города и регионы. Сеть будет стимулировать местную экономику с помощью новой модели регионального взаимодействия.

Ferrovial заявила о сотрудничестве с архитектурной фирмой Grimshaw и консалтинговой Mott MacDonald в области проектирования, управления и развития инженерных компонентов инфраструктуры.

Британская Vertical Aerospace ожидает, что вертопорты упростят запуск ее четырехместного VA-X4, который Virgin Atlantic выбрала для своей будущей службы воздушного такси в стране.

Vertical также объявила, что сотрудничает с «Хитроу», чтобы изучить возможность запуска услуг из аэропорта к середине 2020-х годов. В планах определить, как электрические воздушные такси Vertical могут вписаться в существующие операции аэропорта, а также требуемые для адаптации нормативные изменения.

Известно, что American и Virgin Atlantic. предварительно согласилась заказать до 250 VA-X4 с опционом еще на такое же число электрических воздушных такси. Ранее Vertical Aerospace, Heathrow, Virgin Atlantic, Avolon, Skyports и NATS составили официальный документ, призывающий правительство Великобритании взять на себя обязательства по обеспечению полетов на электричестве к 2025 году.

В документе содержится просьба к Министерству транспорта и гражданской авиации Великобритании разработать маршрутную карту сертификации eVTOL, провести реформы УВД, авиационной безопасности и разрешить доступ к полетам до 2024 года. Vertical также хочет, чтобы правительство поддерживало стимулировало строительство заводов eVTOL в Великобритании в те же сроки.

Документ включает несколько примерных маршрутов, на которых VA-X4 может принести существенные выгоды. К ним относятся прямой перелет между Хитроу и Кембриджем, который займет всего полчаса. На такси для этого потребуется 90 мин, а на поезде ─ 115. Перелет из Хитроу в Сити займет всего 12 мин., причем, по стоимости, аналогичной стоимости такси.

Стоит отметить, что Ferrovial, владеет долями собственности 33 аэропортов, в том числе, крупнейшей частью Хитроу, а также Глазго, Абердина и Саутгемптона. Компания работает с немецким разработчиком eVTOL Lilium над сетью площадок во Флориде.

Партнеры получили 5 акров земли и разрешение на строительство вертопорта в аэропорту Палм-Бич с минимальной стоимостью в $7 млн. Строительство начнется в течение следующих 36 месяцев. Местные власти ожидают, что инфраструктура может принести более $54 млн. экономических выгод и создать 150 рабочих мест со средней годовой заработной платой 67 тыс. долларов.

Lilium добавляет в сеть Штутгарт

Мюнхенская компания объявила, что аэропорт Штутгарта станет центром региональной сети авиаперевозок на юге Германии с использованием семиместного eVTOL Lilium Jet.

Компания и город еще должны согласовать коммерческие условия соглашения, но как только они это сделают, Штутгарт присоединится к южно-германской сети, которая уже состоит из аэропортов Мюнхена и Нюрнберга.

Предполагается, что шестиместный Lilium Jet сможет летать на дальность до 250 км (155 миль) на крейсерской скорости 280 км/ч (174 узлов). В настоящее время ЛА проходит параллельные процессы сертификации типа EASA и FAA. Запуск пассажирских перевозок запланирован на 2024 год. Lilium утверждает, что стоимость билетов будет сопоставима с обычной для городского транспорта.

В дополнение к этому проекту, Lilium запланировала создание хабов в Западной Германии с аэропортами Кельн-Бонн и Дюссельдорф. Компания также объявила о планируемом стратегическом альянсе с ведущей бразильской Azul для создания сети eVTOL в Бразилии, которая, как ожидается, начнет работу в 2025 году.

От Лазурного берега до Венеции и Рима

Аэропорты Рима, Венеции, Болоньи и французского Лазурного берега объединили усилия для создания компании по развитию инфраструктуры под названием Urban Blue.

Новый проект направлен на поддержку электрических такси на сообщениях между аэропортами и центрами плотной застройки. Urban Blue будет заниматься проектированием, строительством и управлением авиационной инфраструктурой. С этой целью уже оформлено партнерство с Volocopter, которая обеспечит технико-экономическое обоснование строительства вертопортов. Запустить VoloCity на местных маршрутах планируется в 2024 году.

Финансовую поддержку проекта будет осуществлять EDF Invest. Компания заявила, что открыта для новых промышленных, технологических и финансовых партнеров для постепенного расширения UAM в различных географических регионах, помимо Италии и Франции.

Итак, правительства и аэропорты активно подключаются к будущему рынку мобильности. Чем больше поддержка со стороны законодательных органов, тем легче внедрять адаптированные к нуждам новой отрасли нормативные акты. Отрадно видеть, когда законодатели и регулирующие структуры действуют на опережение, позволяя новому авиационному сектору развиваться максимально динамично.